Толкования на Пс. 116:1

Свт. Афанасий Великий

Ст. 1-2 Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие: яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век

Хвалите Господа вси языцы… Яко утвердися милость Его на нас. Язычники, говорит, никогда не испытали бы таковой перемены, если бы милость Божия превозмогла наших грехов. И истина Господня пребывает во век. Ибо Господь даровал спасение, какое обещал чрез святых пророков. Этим и блаженный Павел начинает послание к Римлянам: Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестию Божие, еже прежде обеща пророки Своими в писаниих святых (Рим. 1,1–2). И еще говорит: глаголю Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев, а языком по милости прославити Бога (Рим. 15,8–9). Итак, поскольку Бог всяческих исполнил обетования, даровал спасение, какое обещал, и всем отверз источники милости, то и вы, приступившие из иудеев, и вы, уверовавшие из язычников, составив согласное песнопение, воздайте должное Благодетелю.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Хвалите Господа, вси языцы, похвалите его, вси людие

Для всякого очевидно, что эти слова составляют про­рочество о Церкви верующих и предсказание о проповеди, ко­торая объяла всю вселенную. В псалме призываются не один, не два или три только народа, но вся земля и море. А это оправ­далось тогда, когда воссияло пришествие Христово.

Беседы на псалмы. На псалом 116.

Блж. Феодорит Кирский

Аллилуия

И сия песнь прилична всякому человеку; потому что благодать Духа улучившим спасение повелевает песнословить Благодетеля.

Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие

«Хвалите Господа вси языцы». Пророк всех в совокупности призывает к ликованию; потому что всем язычникам, не Еллинам только и Римлянам, но и варварским народам, Господь дал средства ко спасению, служителями сего благодеяния употребив священных Апостолов. Ибо сказал: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам» (Мф.28:19–20). Покорствуя сему закону, обошли они всю землю и море, и привели ко Христу, кто Индов, кто Египтян, а кто Ефиоплян. Блаженный же Павел кратко сказует, к скольким народам принес он Божественную проповедь, чтобы «от Иерусалима и окрест до Иллирика исполнити благовествование Христово» (Рим.15:19). Ибо, не прямым шествуя путем, но обходя обитающие посреди народы, принес и им спасительные догматы. «Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду: но якоже есть писано: имже не возвестися о Нем, узрят: и иже не слышаша, уразумеют» (Рим.15:20–21). В последствии пришел он в Италию, ходил в Испанию, поставил пользу и островам, разсеянным в море. Ибо в послании к Римлянам сказал: «уповаю мимогрядый» в Испанию, проходить у вас, «и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся» (Рим.15:24). А пиша к чудному Титу, говорит: «сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех» (Тит.1:5). Так великий Иоанн освободил от прежняго нечестия Азию. Так божественный Андрей озарил Элладу лучами Боговедения. Так божественнейший Филипп обличил заблуждение жителей той и другой Фригии, Так великий Петр прошел от Иерусалима до Римскаго града, всем принося лучи истины. Так все, обошедши целую вселенную, разсеяли мрак неведения, и показали Солнце правды. Посему пророческое слово справедливо всем народам повелевает приносить песнь Богу; потому что все улучили спасение.

«Похвалите Его вси людие» [в греческом читается: «οἱ λαοί», то есть народы]. Издавна были разсеяны по целой вселенной Иудеи, – наученные чествовать единаго Бога. А поелику жили они не в одной Палестине, составляли не один народ, управляемый одним царем, но, разсеянные между языческими народами, были в подданстве у государей их, хотя соблюдали свой образ жизни, следуя постановлениям закона: то Пророк справедливо именует их не народом, а народами. Ибо весьма многие и из них приняли Божественную проповедь. В Иерусалиме три тысячи и пять тысячь вдруг уловлены были рыбарями; а после сего, как сказал божественный Иаков, уверовали и многия тьмы (Деян.21:10). В Сирии, в Киликии, в Ликаонии, в Писидии, в Азии, в Памфилии и у всех прочих языческих народов, Апостолы Иудеям первым принесли божественную проповедь; и одни уверовали и насладились истины, а другие прекословили полезным для них учениям. Поэтому пророческое слово и им справедливо повелевает песнословить Благодетеля; потому что их именует народами.

Евфимий Зигабен

Хвалите Господа вcи языцы, похвалите Его вcи людие

Приносите, говорит, все народы, уверовавшие во Христа, песни и славословия Господу за то, что указан вам от Него путь, и вы вышли из тьмы заблуждения и идолопоклонства и переселены в область света, истины и богопознания. И все народы хвалите Господа. Здесь, говорит, то же самое, что сказал выше, для умножения славословия Христу. Или людьми называет тех иудеев, которые уверовали во Христа. Или называет всех вообще людей; так как все вообще должны благодарить Христа, как сделавшегося человеком для спасения всех людей и благоволившего принять спасительные страдания, а особенно для спасения всех иудеев: ибо Я, говорит, послан только к погибшим овцам дома Израилева (Матф. 15,24).

Слова Евсевия: Весьма ясно, что в сих словах заключается пророчество о благах в церкви и предвозвещение о той проповеди, которая заняла всю вселенную. Ибо сей псалом призывает не два или три народа, но всю землю и море; что сбылось тогда, когда воссияло пришествие Христово. Ибо тогда, по Феодориту, Он подал способы ко спасению всем народам, употребив в служение сему благотворению святых Апостолов, которые, обошедши всю вселенную, разоряли мрак невежества и показали Солнце правды: идите, говорит, научите все народы. К сему присовокупляет тот же Феодорит: Поелику иудеи рассеялись по всей вселенной и учили о едином Боге, и не жили более в одной Палестине, и не пребывали в одном народе, подчиняясь одному царю, но рассеявшись у всех народов; то прилично называет их не народом, но народами. Или, быть может, как говорит Евсевий, называет так и тех, которые уверовали из народов, согласно с написанным у Захарии: и притекут многие народы ко Господу и составят народ Его (Зах. 2,11). Ибо доселе, будучи язычниками, они не были людьми Его. Но, переменив прежнюю жизнь, они делаются людьми Его. Заметь, что сии слова апостол Павел приводить в послании к Римлянам, чтобы показать исполнение их тогда. Он так говорит: а для язычников из милости, дабы славили Бога, как написано: хвалите Господа все язычники и славьте Его все народы (Рим. 15,11).

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 1-2 Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людие: яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век

В этом псалме, как и в других псалмах (ср. Пс. 95:7,97:4), языческие народы (языцы и людие, последние – не иудеи) приглашаются израильтянами признать единого истинного Бога, хвалить Его за милость и верность обетованиям (истину), которые Он не переставал оказывать Своему народу (на нас). Поводом к написанию этого псалма послужило, может быть, какое-либо необычайное откровение милости Божией Своему народу (может быть, какая замечательная победа; по некоторым – освобождение из плена); ввиду такого откровения величия Божия и язычники должны быть подвинуты к прославлению Господа на Сионе. Очевидно, псалмопевец надеялся, что наступит некогда время, когда и язычники обратятся; и цитата ап. Павла в Рим. 15:11 поэтому находит совершенно соответственное применение.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Хвалите Господа, вси языцы, похвалите его, вси людие

Означенный псалом является продолжением предыдущих двух, 114 и 115: там писатель благодарит и восхваляет Господа от лица всего народа в своей молитве, которая является молитвой всего Израиля, здесь же, пораженный и умиленный оказанной ему помощью от Господа, он приглашает и все племена уже языков, чужих народов, принять участие в восхвалении и благодарении Бога. Это приглашение писателя, этот его призыв язычников свидетельствует о такой глубине его веры в истинного Господа, о такой ясности представления и понимания того, что совершающиеся события жизни с очевидностью свидетельствуют о действии Его промысла в мире, что для него не оставалось сомнения, чтобы язычники не узнали Его и не поняли ложности своих богов. Этот период несомненного для писателя, но неопределенного по времени исполнения обращении к истинному Богу язычников, он желает ускорить своим настоящим обращением к ним. Поэтому-то Ап. Павел (Рим XV:11) видит здесь пророчество об обращении язычников.

Прот. Григорий Разумовский

Аллилуиа

Псалом сей есть самый краткий из всех псалмов и надписывается он также словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Состоя из двух только стихов, он призывает все народы хвалить и прославлять Господа Бога за великую Его милость спасения, принесенного Спасителем для всех народов. Значит, псалом сей несмотря на его краткость, нужно считать с одной стороны благодарственным, как призывающим всех людей к благодарению, а с другой – пророчественным, предсказывающим о спасении всех народов, о всеобщем призвании язычников в Церковь Христову.

Хвалите Господа вси язы́цы, похвалите Его вси людие

Новозаветная Церковь христианская первоначальное свое образование получила из апостолов и других иудеев, уверовавших чрез них в истину воскресения Христова и принявших от них евангельское учение; а затем и из других народов, к которым апостолы пронесли слово истины евангельской, по заповеди Христа, данной апостолам при вознесении Его на небо (Мф.28:19). Посему, и в призывании пророка к похвалению Господа различаются языцы и вси людие. И первое призывание относится, по разумению св. апостола Павла и св. отцов, к язычникам: хвалите Господа вси язы́цы, которых в числе христиан была наибольшая половина, а второе – к иудеям, – похвалите Его вси людие, под которыми разумеется избранный народ, или различные колена иудеев. Подобное же выражение, с различением языков и людей, употреблено и во 2-м псалме: «Векую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным». В том же смысле изъяснено это и в книге Деяний апостольских (Деян. 4:25–26). «Для всякого очевидно, – говорит св. Иоанн Златоуст, – что эти слова составляют пророчество о Церкви верующих и предсказание о проповеди, которая объяла всю вселенную. Ибо призываются не один, два или три только народа, но вся земля и море. А это оправдалось тогда, когда воссияло пришествие Христово» [5, с 353].

Объяснение священной книги псалмов.