Толкования на Пс. 117:24

Свт. Афанасий Великий

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь

Сей день, егоже сотвори Господь. Какой же это день, кроме воскресного дня Господня? Какой это день, кроме дня, спасительного для всех народов, в который отверженный камень бысть во главу угла? Сей-то день воскресения Спасителя нашего, получивший себе от Него заимствованное наименование и называемый днем Господним, разумеет здесь слово.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь

Под «днем» он разумеет здесь не течение солнца, но важные дела, совершившиеся в продолжение его. Как, называя день худым, разумеют не течение солнца, а случившиеся в про­должение его бедствия, так и под днем хорошим разумеют совершившиеся в продолжение его хорошие дела. Смысл слов его следующий: дивные дела, совершившиеся в этот день, совершил сам Бог, потому что совершать подобные дела свой­ственно только Его единой деснице.

Так, что может сравниться с тем днем, в который совершилось примирение Бога с людьми, прекращена долговременная борьба, земля сделалась небом, люди, недостойные земли, явились достойными царства (небесного), начаток нашего естества вознесен превыше небес, отверст рай, возвращено нам древнее отечество, уничтожено проклятие, изглажден грех, осужденные законом получили спасение без закона, вся земля и море познали своего Господа, совершилось множество и дру­гих дел, которых теперь исчислить невозможно? Представляя все это, пророк приписывает все Богу и внушает, что эти события суть дела Божии.

«Возрадуемся и возвеселимся в оный». Говорит здесь о радости духовной, разумной, сердечной. «Возрадуемся и возвеселимся в оный», потому что мы сподобились столь великих благ. И это нема­лая добродетель – радоваться о благах, ликовать, веселиться, с удовольствием принимать благодеяния Божии.

Беседы на псалмы. На псалом 117.

Евфимий Зигабен

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь

Днем называет здесь благоденствие и благоуспешность. Ибо, как, по словам Оригена и Златоуста, злым днем называет не течение солнца, но те несчастия; которые приключились в оный, так называя день добрым, мы сим указываем на счастливые в продолжении его события. Посему и Давид пророчествует теперь о славных делах, благах и победах, произведенных Господом нашим Иисусом Христом в день воскресения. Поскольку в сей день Христос примирил Бога с людьми, прекратил свирепство диавола, упразднил силу смерти; недостойных и земли удостоил неба, рассеял тьму заблуждения, прогнал грех, насадил добродетель и другими бесчисленными духовными благами исполнил вселенную; почему Давид и побуждает всех верующих во Христа к радости и веселию в сей день воскресения, как удостоившихся в оный таковых духовных благ.

Слова Афанасия: Какой это (день), как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый камень сделался главою угла? т. е. день воскресения Спасителя, названный так от имени Его: χυριαχή (Господним, воскресным). Феодорита: Именует днем, сотворенным от Бога, тот, в который Камень сей восстал, по страдании своем. Ибо вдруг по воскресении повелел апостолам научить все народы. Ибо прочие дни освещаются солнцем, и происходящей из него свет оно (солнце) сообщает телам, а не душам; но сияние спасительного Слова озаряет словесные души; оно-то составило и новый день—день света и благочестия для всего мира. Итак, хотя и всякий день есть Господень, но он говорит, что сей день преимущественно сотворен благим Богом; так как в сей день и в начале Бог сотворил свет и он же, будучи почтен воскресением нашего Спасителя, озарился лучами солнца правды. Притом и Создатель света назвал его днем, не сотворив ничего другого в этот день. Итак, сей один день принял создание света, и название оного днем. Посему прилично сказал: сей день, который сотворил Господь. Это написано у Никиты. А другие сказывают более любопытные, что второй (понедельник) и третий (вторник) седмичный день составлял первозданный свет, который создан в первый день (воскресение), а четвертый (среда), пятый (четверг), шестой (пятницу) и седьмой (субботу) производило солнце, созданное в среду, в четвертый день. И первый день, т. е. воскресный, (χυριαχή) создал непосредственно сам Господь из ничего. Ибо этот день был началом того года, в который создал небо и землю, как написано: в начале сотворил Бог небо и землю. Свет, который был в первый день, не вдруг создан в самом начале оного (дня), т. е. утром, но, по мнению богословов, по прошествии нескольких часов. Ибо, кажется, прошло несколько времени между произведением в начале воскресного (Господского) дня творения неба и земли и всего содержащегося среди их и созданием в оный (день) света, как это дает разуметь Писание сими словами: «в начале сотворил Бог небо и землю. И земля сия была невидима и неустроена. И тьма была над бездною. И дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет». Ибо выражение: носился, означает продолжение времени, Феодорита: Ты поймешь, что сказано в словах: сей день, в который сотворил Господь, если вникнешь в то, что касательно мирoздания в первый день не сказано, что Бог сотворил и другое что либо, кроме самого дня сего: ибо Бог сказал: да будет свет, и был свет. И назвал Бог свет сей днем (в изд. св.) А веселием называет здесь, по Златоусту, духовное, мысленное, разумное. Итак, возрадуемся и возвеселимся в оный о том, что мы получили столько благ. Ибо и это немалое совершенство—радоваться о благах, играть, веселиться, с удовольствием принимать благодеяния Божии.

Еп. Ириней (Орда)

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь

Такое столь чудное дело Бог сделал нам; будем радоваться в этот дарованный нам Господом день и молиться о милости дня будущего.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь

См. Толкование на Пс. 117:22

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 24–25 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же

Говоря о дне, пророк разумеет здесь, очевидно, не обычный день, обозначаемый течением солнца, а какой-либо особенный день в судьбах мира и домостроительства Божественного спасения людей, и словом сей указывает на связь и отношение его к тому камню, о котором говорит в предыдущих стихах. По мнению св. отцев Церкви, и этим словом день он также пророчествует о славных делах, о благах и победах, произведенных Господом нашим Иисусом Христом в день воскресения. Св. Афанасий Александрийский говорит: «сей день – какой это день, как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый камень сделался главою угла? т.е. день воскресения Спасителя, названный так от имени Его: (греч.: «Господним») воскресным» [3, с. 365]. А по словам блж. Феодорита, «пророк именует днем, сотворенным от Бога, тот, в который Камень Сей востал, по страдании Своем. Ибо вдруг, по воскресении, повелел апостолам научить все народы» [6, с. 569]. Сей день, егоже сотвори Господь, и проч., по замечанию св. Иоанна Златоуста, «сей стих и в его время пел народ и приходил от него в восторг, особенно во время праздника Пасхи» [5, с. 353], как и ныне поется он в сей великий праздник А этим Св. Церковь ясно дает знать, что под сим днем она разумеет день воскресения Христова. Пригласив верных чад Божиих возрадоваться и возвеселиться в сей спасительный день, пророк научает их молиться, а с ними вместе и сам молится Господу Богу о спасении и благопоспешении в доброй христианской жизни и благочестии такими словами: «О, Господи, спаси же! о, Господи, споспешествуй же!»

Объяснение священной книги псалмов.