Толкования на Пс. 118:5

Свт. Афанасий Великий

дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания твоя

См. Толкование на Пс. 118:4

Свт. Иоанн Златоуст

Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя

Поэтому, я прошу, чтобы направление моего пути было определено Твоим законом, как ме­рою, чтобы я мог сохранить твои оправдания. Его просьба начинается словом: «о, если бы», – в смысле «да будет, да удастся мне спра­виться с сохранением всех заповедей Твоих», так как никто из людей, желающих соблюдать заповеди Божии, без содействия са­мого Бога не будет в состоянии привести свое желание в исполне­ние, потому что написано: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Римл.9:16). Итак, от нас исходит начало добра, но для совершения его мы нуждаемся в помощи Божией: «приблизьтесь к Богу, – го­ворит апостол, – и приблизится к вам» (Иак.4:8).

Беседа на псалом 118.

Свт. Феофан Затворник

Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя

Исправилися – стали прямыми, приняли правое направление. Путие – все шаги мои, все начинания и предприятия, все, что ни замышляю делать, и внутренний строй, и внешние деяния. Сохранити – так то есть, чтобы я, восприяв эти оправдания в совесть, осуществлял их потом всею своею деятельностью, чтоб они составляли душу всех моих дел. Оправдания Твоя, то есть то, что Бог почитает правым, елика истинна, елика честна… елика доброхвална, аще кая добродетель и кая похвала , или еще: что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная .

Таким образом, пророк выражает желание быть во всем исправным пред лицем Бога и всегда благоугождающим Ему посредством хождения во святой Его воле.

Но сила стиха сего не в этой исправности и богоугодности, а в воззвании: дабы, которое, по святому Афанасию, употреблено вместо: о, если бы; о, если бы исправились пути мои! Не говорит: о, если бы исправил я пути свои, но исправились, какими – Господь весть судьбами. Этим выражается то, что хотя желание-то и есть, да сил нет. О, если бы! – это то же, что «помоги Господи, дай силу, ниспосли благодать Свою». Блаженный Августин говорит по этому поводу: «Иные думают, что в стремлении нашем к святости вся помощь свыше ограничивается лишь сообщением нам ведения о заповедях, так что, познав их, мы без особой уже благодати, одними своими силами, можем исполнять их. Для вразумления таких святой пророк выражает здесь желание высшей благодатной помощи к хранению заповедей Божиих уже после того, как им приняты были заповеди Божии, о чем сказано в предыдущем стихе. Он как бы так говорит: «Я уже получил заповеди, которые Ты заповедал хранить зело; я знаю их; но заповедь Твоя свята и праведна и блага; я же продан под грех, который и благим мне содевает смерть , если не поможет благодать Твоя. Помоги же!»

Сказав впереди, что Бог обязывает нас к зельному хранению заповедей, зело Им заповеданных, святой пророк не прибавил никакого заключения, вроде, например, такого: «итак, будем ревновать»; это он сам для себя изрек, молча, в сердце своем, давая пример сделать то же и всякому, самому же. Дело очевидное: Бог повелевает – тварь должна повиноваться без рассуждений. Но, понуждаясь на это, он встречается с шаткостию намерений человеческих, с немощами и бессилием человеческой воли, опытно им дознанных, и вопиет о помощи свыше – благодатной.

И это есть второй производитель деятельной богоугодной жизни, рядом со своею усиленною ревностию о том. Дело жизни богоугодной спеется обоими ими нераздельно. Ни благодать без наших свободных усилий не станет помогать, ни наши усилия ничего прочного произвести не могут без благодати. Дело совершается при сочетании свободы и благодати. Не спрашивай, что больше, что меньше, что начинает, что последует, потому что этого не постигнуть нам; но просто содержи, что то и другое равно необходимо, когда одно без другого ничего в нас не может сделать.

Спеши поскорее выполнить, что от тебя зависит, подобно святому пророку Давиду, который сказал сначала о ревности, а потом воззвал и к благодати. Божие всегда готово, лишь бы мы были готовы. Потому-то и не усиливает он своего моления, а только взывает: о, когда бы исправились пути мои!

Припоминаются при этом сравнения, которые так пригодно подбирает святой Макарий для выяснения той истины, что ревновать – ревнуй, но помни, что без помощи свыше ни в чем не успеешь – ни в общем ходе жизни, ни в частных делах. Ищущий, но бессильный – это у него то больной богач, окруженный своими близкими, которому ни они со всем своим доброжелательством, ни он сам со всеми средствами помочь не могут и вынуждены послать и сыскать врача, знающего дело; то дитя, которое есть ли хочет или другого чего желает, будучи не в силах сдвинуться с места, кричит только, чтобы мать услышала; то имеющий нужду переплыть чрез реку, который ищет пригодного к тому судна. Всем этим убеждает он, чтобы мы не надеялись на себя, а искали Божией помощи и благодати. Казалось бы, нечего и убеждать, и, однако ж, на деле бывает так, что пока человек живет в нерадении, дотоле он чувствует себя сильным и держится той мысли, что ему стоит только начать, и все в себе он сам переправит. Даже начав дело исправления себя, все еще полагается на свои труды, все еще много приписывает своим усилиям и многого ожидает от них. Уже довольно спустя, когда, добросовестно трудясь, увидит, что все как-то не спеется, он начинает переходить на надежду и предание себя Божию изволению и попечению, и опять-таки не вдруг, а понемногу, ибо все думается ему: на что же мне и силы? Наконец, уже выбившись из сил и не находя желаемого и ожидаемого, бросает он свои оружия и остается с одним воплем: имиже веси судьбами, спаси мя! – доходит то есть до того, в чем стоял святой пророк Давид, когда взывал: о, когда бы исправились пути мои!

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Прав. Иоанн Кронштадтский

дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания твоя

Сохраняй и ты заповеди Божии, и этим ты исправишь путь свой.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Да бы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя

Поэтому, говорит Пророк, умоляю, чтобы законом Твоим, как бы некиим правилом, исправлен был путь мой, и соблюдал я оправдания Твои. Показывая же плод сего, прибавляет:

Евфимий Зигабен

Дабы (о если бы) исправилися пyтиe мои, (чтобы) сохранити оправдания Твоя

Если бы, говорит, уравнялись пути жизни моей, чтоб я мог хранить заповеди Твои, Господи! Давид молится о хранении заповедей Божиих потому, что он знает, что никто не может исполнить ни одной заповеди без помощи Божией; так и Павел говорит: все зависит не от хотения, ни от подвига, но от помилования Божия (Рим. 9,16).

Оригена: Его (т. е. Бога) начала и концы, ибо чтобы начать путь, мне нужна помощь, и чтобы кончить, также нужна помощь: ибо от Господа стопы человека исправляются. Смертный же, чтобы не уклониться с прямых путей и не ходить кривым путем, как может знать пути свои? Выражение: δφελον употреблено вместо: γενοιτο. Ибо путь приготовляется тогда, когда уничтожаются препятствия, как сказано: возьмите преткновения с пути народа моего (Исаии 57,14), например преткновение для божественного Давида была известная жена, и падение, по случаю виденного им; для другого, как например для Исава, представившаяся для услаждения его пища; для другого, как для Саула—слава; для иного же, как для Ахава —виноградник Навуфея. Ко всему тому требуется, чтобы сам Бог устранял сии препятствия и возбуждал усердие и любовь к добру. А кто надеется на самого себя, что он в состоянии совершать путь Божий, без содействия свыше, у того пути не исправляются.

Лопухин А.П.

дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания твоя

См. Толкование на Пс. 118:1

Прот. Григорий Разумовский

дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания твоя

См. Толкование на Пс. 118:1