Толкования на Пс. 119:2

Свт. Афанасий Великий

Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива

То есть, умоляю избавить меня от злоумышляющих, неправедно употребляющих хитрый обман. Таковы были разставившие сети молившемуся Даниилу и злые обвинители Анании и друзей его.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива

Смотри, как здесь сияет евангельская заповедь: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк.22:46). Подлинно, возлюбленный, ничто не может сравниться с искушением – попасть к человеку коварному; он опаснее дикого зверя. Зверь и кажется тем, что он есть; а тот часто скры­вает яд под видом кротости, чтобы и коварство было неза­метным, и впадал в яму неосторожно попавший. Потому-то пророк часто молит Бога об избавлении от таких злоумыш­ленников. Если же должно избегать людей лживых и ковар­ных, то тем более – развратителей, проповедующих нечести­вое учение. Особенно можно назвать «устами неправедными» те, которые отклоняют от добродетели и увлекают к пороку. Поэтому пророк и просит Господа избавить от них душу его, потому что туда проникают стрелы их.

Беседы на псалмы. На псалом 119.

Блж. Феодорит Кирский

Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его

Еще объясняя осмнадцатый псалом, сказали мы, чем различаются закон, свидения, оправдания, судьбы, заповеди. Впрочем кратко напомянем сказанное там. Законом Пророк называет закон, данный Богом всяческих чрез божественнаго Моисея; заповедями и повелениями – тот же опять закон, как царственно преподанный и постановленный; оправданиями, как имеющий силу оправдывать исполняющаго оный; судьбами же, как указующий Божественныя определения и достойныя воздаяния живущим законно и противозаконно; и свидениями, как свидетельствующий и показывающий, каким наказаниям подвергнутся преступающие закон. Посему и здесь Пророк ублажает тех, которые непрестанно испытывают свидения Божии; и всем сердцем взыскуют Бога. Но сие возможно не всякому, а только достигшему самаго верха добродетели; ибо таковый не делит ума своего на помышления и о Боге, и о житейских попечениях, но всего себя посвящает Богу.

Евфимий Зигабен

Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива

Сего то, кажется, народ просил у Бога, когда в скорби воззвал, как сказано выше. Или между прочим желал и сего. Здесь устами неправедными называет те уста, которые говорят неправду на высоту, как написано в 72м псалме: неправду на высоту говорили; а равно уста неправедные суть уста клеветников и вообще всех беззаконных и язык льстивый есть также язык клеветников и беззаконных или и наветников.

Слова Феодорита: Таковы были те, которые поставили сети Даниилу касательно молитвы и те, которые оклеветали пред Навуходоносором трех отроков. Златоуста: Смотри, как здесь ясно видна заповедь Евангельская: молитесь, да не впадете в искушение. Ибо ничто не может сравниться с тем искушением, когда кто попадается в руки льстивого человека, который злее самого зверя, ибо зверь таков и есть, каковым кажется; а сей часто прикрывает яд покровом ласковости, почему хитрости его трудно приметить и неосторожно попадающийся ему ввергается в пропасть. Сверх того устами неправедными можно назвать те, которые вредят добродетели и ведут ко злу. Никиты Стафийского Под устами бесов, мысленно нападающих на нас, разумей страстные и нечистые помыслы, а под языком мысль, движущуюся не по природе душевной, по которой они и говорят в сердцах наших всякую неправду и движут внутреннего человека.

Еп. Ириней (Орда)

Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива

Ссылаясь на то, что Господь уже внимал прежним молитвам псалмопевца, он снова молится Богу о помощи, так как чрезвычайно сильны и тяжелы его страдания, особенно от злобной и ядовитой клеветы врагов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива

«Устами лживыми» и «языком лукавым» называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.

Прот. Григорий Разумовский

Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива

См. Толкование на Пс. 119:1