Толкования на Пс. 120:6

Свт. Иоанн Златоуст

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Это было тогда, когда они выходили из Египта и странствовали в пустыне. Здесь он выражает великую без­опасность. Впрочем, может быть и тогда, при возвращении (из Вавилона), они удостоились подобного чуда каким-нибудь другим образом. Поэтому, желая показать особенное промыш­ление Божие, пророк прибавляет, что Бог не только избавит их от бедствий, но и от того, что обыкновенно бывает с людьми, – потому что щедродательна милость Его, неизреченно человеколюбие, не по мере нужды нашей Он подает нам по­мощь Свою, но превышает дарами Своими и сами прошения наши.

Беседы на псалмы. На псалом 120.

Блж. Феодорит Кирский

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Говорят, что луна не только влажна, но и горяча, и подобно солнцу сожигает тела; Пророк же сказует, что, ночью и днем пользуясь промышлением Его, сохранишься невредимым. Напоминает им и древнее сказание. Ибо когда освободились от египетскаго рабства, осеняемые облаком, не испытали солнечнаго зноя.

Евфимий Зигабен

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Бог, продолжает, покажет о тебе, брат, столь великий промысл если ты будешь ходить путем добродетели, что и солнцу не позволит жечь тебя днем, как делал и прежде израильтянам, и месяцу не велит разогревать тебя и расслаблять твое тело ночью, каковыми словами Давид открывает величайшее попечение, по словам Златоуста, о добродетельном. Почему, по словам того же святителя, и евреям надлежало пользоваться и чувственно особенною милостью Божией, и гораздо больше надлежит получить оную другам Божиим теперь. По замечанию Феодорита, естествоиспытатели говорят, что и луна жжет тела; так как она не только влажна, но и горяча, и следовательно, и орошает и согревает и расслабляет тела. Или, не ожжет, поставлено вместо: не сделает тебе вреда солнце и луна.

Слова божественного Максима: Когда солнце правды вознесется и чрез нас посредством добрых дел, тогда и наше естество, хотя оно теперь непостоянно и переменчиво (как луна), получит постоянное устройство. Нисского: Во второй песни восхождений упоминается солнце, каковым именем названо наводимое врагом искушение. А благословение над имеющим помощь от Господа, поставляет в том, когда он днем не опаляется от солнца. Итак, солнце сие вредит, когда не заграждается исходящей из него пламень облаком Духа, который распростер над таковыми Господь в покров им. А равно и месяцем называется враждебная сила, имеющая не свой, но поддельный свет. Ибо не будучи Богом, сатана показался безумцам богом века сего, преобразуясь в светлого ангела. Оригена: Поелику солнце имеет свойство не только освещать, но и жечь, а Бог есть для праведников свет, а для грешников огонь; то можешь принять сии слова и в отношении к Нему. Ибо солнце правды освещает тех, которыми оказывается милость, а сожигает подвергающихся гневу Божии. То же самое иногда делает и пребывающая в Нем святая церковь, благодетельствуя или изъявляя негодование свое вместе с Ним. Златословесного Так как помощь даруется Богом изобильно, то, желая показать яснее, что промысл Божий не только освобождает от бедствий, но даже не допускает подвергнуться человеческим немощам, он присовокупил сие. Феодорита: Ночью, говорит, и днем наслаждаясь Его промыслом, ты не испытаешь вреда.

Еп. Ириней (Орда)

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

Луна считается здесь причиною часто значительного на востоке (жгучего) ночного холода; как солнце признается причиною жара, так восточные жители ночной холод приписывают луне (ср. Быт. 31:40). Вероятно, св. писатель хотел этим выразить мысль: никакой опасности, никакому затруднению ты не подвергнешься.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

«Господь сохранит от всяких бедствий» - солнце не сожжет днем, а луна - ночью. Луна здесь считается источником часто жгучего на востоке ночного холода (ср. Быт XXX:40).

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию

См. Толкование на Пс. 120:5