Толкования на Пс. 128:6

Свт. Иоанн Златоуст

да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше

См. Толкование на Пс. 128:5

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 6-7 Да будут, яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: Еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй

В некоторых списках читается: не прежде, нежели засохнет, но прежде восторжения, что и видим всегда при жатвах. Ибо никто не станет жать колоса, в котором есть влажность, но ожидает, чтобы он созрел и высох, и тогда налагает серп. А трава, растущая на крышах, прежде нежели принесет плод, засыхает от приражения солнца. Пророк умоляет, чтобы предприятия врагов уподобились сей траве, и подобно ей имели преждевременный конец.

Евфимий Зигабен

да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше

Да будут, яко трава на здех (крышах)

Если бы, прибавляет, ненавидящие Церковь Христову были, не просто как трава, но как зелень растущая на крышах; так как трава на домах удобнее и увядает и скорее засыхает, и истлевает, как не имеющая глубокого корня в земле. Итак, если бы враги Церкви, говорит, были удобосокрушимы, скорогибнущи и бесплодны, как упомянутая трава! Далее Давид, продолжая то же уподобление, описывает и все прочие свойства травы, растущей на домах.

Яже, прежде восторжения изсше

Трава, говорит, на зданиях, не продлившись до времени плода своего, засыхает, как не имеющая глубины и влаги, тогда как прочие земные травы засыхают уже по принесении плода и тогда пожинаются или скашиваются земледельцами, как имеющие глубокий корень, пущенный в землю, и следовательно, пьющие из нее влагу или мокроту.

Прот. Сергий Терновский

Ст. 6-7 да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй

Не заносись умом, не желай многого; исполняй только по совести твои обязанности к Богу и людям и пойдешь прямым путем спасения. К тем, которые ищут необыкновенного пути спасения - в обществе мыслят о пустыни, в службе питают мысли свои монастырским уединением, не довольствуясь руководством церкви, избирают себе особенный, еще не открыто проложенный путь спасения, - можно приложить уподобление св. пророка: яко трава на здех, яже прежде восторженна изсше, ею же не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй. Посмотри, как выразительно сие уподобление! Трава на кровле - выше той, которая на земле: так мечтательные люди придумывают себе высший путь спасения, не довольствуясь тем, который Промысл указывает им в их звании; кажется, трава, растущая на кровле, ближе к небу и скорее принимает и орошение дождя, и теплоту солнца; так и они думают, что они ближе других к солнцу благодати и к его духовному посещению; трава, которая на земле, питает животных, а иногда служит и питанием человеку, а которая на кровле, никого не питает, никто не топчет ее. Так эти люди, они не испытали урока смирения и не познали пути любви, который питает и животворит человека; скоро вянет трава, выросшая на кровле, и производит нечистоту для того здания, на котором растет она, а когда соберут ее, то ее удел - огонь. Так скоро падают те люди, которые высоко занеслись в деле спасения, - производят как бы некоторую нечистоту в Церкви и ежели не исправятся, то подвергнутся приговору: извержется вон, якоже розга, и изсышет, и собирают и во огнь влагают, и сгарает (Ин. 15:6).

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй

Писатель молит Бога, чтобы Он обратил врагов в засохшую траву на кровлях. На плоских крышах еврейских домов, как и теперь у жителей Востока, часто насыпался небольшой, тонкий слой земли, на котором появлялась трава, быстро выраставшая и быстро высыхавшая, которую, поэтому нельзя было жать. Пусть, как эта трава, будут обессилены враги евреев, пусть они обратятся в порошок и будут развеяны ветром.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–8 Да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй: и не реша мимоходящии: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне

Желая выставить на вид еще большее унижение, какому должны подвергнуться враги Церкви Божией, пророк уподобляет их траве, и притом не обыкновенной траве, растущей на кровлях зданий (на здех), ни на какое употребление не нужной и высыхающей прежде, чем бывает исторгнута из корня; а потому ею, как бесполезной и ни на что не нужной, «жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы – горсти своей» (по переводу с еврейского).

«Желая, – говорит св. Иоанн Златоуст, – сильнее выразить ничтожность противников, пророк сравнивает их с травою на кровлях, и таким образом показывает их непрочность с двух сторон: и свойством травы, и свойством места. Таковы, говорит пророк, замыслы врагов, они не имеют ни корня, ни основания, но на короткое время кажутся цветущими, и потом обличаются и падают сами собою» [5, с. 405].

Почти то же высказывает и блж. Феодорит: «Трава, растущая на крышах, прежде нежели принесет плод, засыхает от приражения солнца. Пророк умоляет, чтобы предприятия врагов уподобились сей траве, и подобно ей имели преждевременный конец и были также отвергнуты, как отвергается негодная трава жнецами и вяжущими снопы» [6, с. 625]. Преждевременно выжженную солнцем кровельную траву никто не жал и никто «не наполнял ею руки своей», как это обыкновенно бывает при собрании всякой другой травы, а потому и мимо проходящим не было надобности высказывать такие приветствия и такие благословения, какие обычно высказывались при уборке жатвы и полевых трав. Был древний обычай, по которому проходящие полем высказывали свои благожелания и благословения жнущим и работающим на полях. Так Вооз Вифлеемлянин, пришед на поле, сказал жнецам: «Господь с вами!» А они ему ответили: «Да благословит тя Господь!» (Руф. 2:4). Вот о сем приветствии и благословении и говорит здесь пророк, – что никто не будет так приветствовать врагов наших и никто не будет отвечать им призванием на них благословения Господня, т.е. они будут отвергнуты и Богом, и людьми.

Объяснение священной книги псалмов.