Толкования на Пс. 133:1

Свт. Афанасий Великий

Песнь степеней

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего

Содержание: Пятнадцатая песнь повелевает хвалить Бога тем, которые оглашены только в Церкви. И как не сподобившихся еще сыноположения, называет их рабами.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего

Здесь пророк оканчивает «Песни степеней», давая своей речи прекрасное заключение, – славословие и благословение. Он желает, чтобы рабы Господни были такими не только по веро­исповеданию, но и по образу жизни. Поэтому и прибавляет: «стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего». Нечис­тому и оскверненному не позволительно даже входить в свя­щенную ограду. Поэтому, кто достоин войти, тот достоин и благословлять. Дом Божий подобен небу; как туда не позволяется входить никакой противной силе, так и в дом Божий.

Беседы на псалмы. На псалом 133.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего

Стоя во храме, будем помнить, что мы – рабы Царя Небесного, от самого рождения обязанные служением Ему, и будем благословлять Его за Его бесчисленные милости к нам, грешным. Даже в нощех будем воздевать руки наши во святая и благословлять Господа.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Песнь степеней

И сей псалом приличествует возвратившимся из Вавилона, предлагает же всем благочестивым совет, не только днем, но и ночью, песнословить Бога.

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего

«Се ныне благословите Господа вси раби Господни». Не все могут песнословить, а только возлюбившие Божие владычество, те, которые высоко ценят служение Владыке. Ибо приявшим греховныя язвы свойственно плакать, сетовать и просить Божия человеколюбия.

«Стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего». Дав совет песнословить Бога, Пророк показывает то, как песнословить; потому что повсюду воздевать преподобныя руки узаконил божественный Павел (1Тим.2:8); однако же наипаче должное поклонение Богу надлежит приносить на местах освященных.

Евфимий Зигабен

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего

Се ныне благословите Господа, вcи раби Господни

Сим псалмом окончил Давид пятнадцать песней восхождения, заключив слово благодарением Богу. Ибо сим восхождением повелевает людям благодарить Бога не только за освобождение их от рабства и проведение их без вреда странами стольких народов и введение их в отечество их—Иерусалим, но и избавление их от браней с соседственными народами, дарование им силы к построению храма и Иерусалима и сделание их свободными жителями в нем со всею льготою и отдохновением и пользующимися правами гражданства безопасно. Благодарите, говорит, рабы и слуги Божии. А раб Божий есть тот, кто покорен и послушен заповедям Божиим и служит ему посредством добродетелей.

По словам Евсевия: Поелику собрание Церкви Христовой имело составиться не из одних помазанных, но и непомазанных еще; то прилично называет нижестоящих после высших, как бы кто сказал, что еще оглашаемые стоят в придвериях первого начального и основного наставления, которых называет и рабами, как еще не получивших Духа усыновления: они, говорит, стоят во дворах, а не внутри и не во святая святых, куда вошли помазанные; почему и называет их пребывающими во времена ночей, как не удостоившихся еще просвещения чрез Святого Духа. А речения: се ныне поставлены вместо: не нерадите, и не откладывайте времени для прославления Бога. Ибо плод законной жизни состоит в том, чтобы говорить что либо благое о Боге и говорить великое о Нем, что знаем; ибо кто может сказать что либо в честь Его, что могло бы равняться с Ним? Впрочем, должно же говорить что либо и не быть вовсе безгласными и бесчувственными в отношении к благодеяниям Его. Феодорита: Не всем свойственно хваление, но только тем, которые любят владычество Божие и весьма дорожат служением владыки; а тем, которые получили греховные раны, должно проливать слезы и рыдать и просить у Бога помилования. Далее под рабами Господними разуметь не только рабов по учению, но и по строгости жизни.

Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего

Благодарите, говорит, и прославляйте Бога вы, стоящие в храме Божием и входящие в него; начиная с сего времени, в которое он окончен и получил благолeпиe свое и совершаемое в нем богослужение.

Златословесного: Нечистому и оскверненному не позволяется входить и в святые ограды; почему тот только может благословить, кто достоин войти в оные; потому что дом Божий есть как небо; и как туда не позволять войти никакой противной силе; так и в дом Божий не позволено оной входить.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 1-3 Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. В нощех воздежите руки вашя во святая и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю

Этот псалом составляет последнюю из песней степеней и содержит в себе обращение к священникам и левитам и ночью не переставать молиться и хвалить Господа во святилище (во святая) и взаимное благожелание со стороны последних. Некоторые толковники думают, что в ст. 1-2 заключаются слова левитов сменяющим их на страже другим левитам и в ст. 3 благожелание последних. Другие толковники слова первых двух стихов считают обращением к священникам входящих во двор храма богомольцев (в большие праздники целую ночь приносились жертвы от частных лиц), а слова стиха третьего – благожеланием богомольцам от священников. Воздежите – подымайте.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего

По возвращении из плена евреи позаботились о восстановлении правильного богослужения по закону Моисея. Благочестивый писатель и побуждает левитов и священников к достойному выполнении обязанностей служения при храме. Видом этого служения должна быть и ночная молитва пред Богом, за каковое ревностное служение Господь наградит достойно Его чтущих (1-3 ст.). В словах «благословите Господа во время ночи», призывающий к постоянному бодрствованию и славословию Бога, основание к употреблению его на полуночнице.

Прот. Григорий Разумовский

Песнь степеней

Это последняя из Песней степеней. По ясному указанию содержания сего псалма, происхождение его следует полагать не раньше, как во времена существования второго храма Иерусалимского, когда рабы Господни – священники и левиты – стояли уже в доме Господнем, отправляя обычные ночные стражи и возбуждая друг друга к бодрствованию и благоговейному исполнению своей должности.

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего

По замечанию книги Неемии (Неем. 12:44–45), «иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и были певцами и привратниками, по установлению Давида и сына его Соломона». А такое чувство радости народной псалмопевец вполне естественно и прилично мог выразить обращенным от лица народа к левитам и священникам такого рода возбуждающим к служению воззванием, какое мы имеем в рассматриваемом псалме. «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, (во дворех дому Бога нашего) во время ночи» (пер. с евр.). Нельзя не заметить, что и самое выражение «благословите ныне» (или как в славянском: се, ныне благословите) дает предполагать, что рабы Господни, стоящие теперь в доме Господнем, до того времени не благословляли Господа во время ночи, и что ко времени происхождения псалма сего только что положено было начало этого рода служения Господу. Вот теперь, как бы так говорит псалмопевец, вы, которые, по милости Божией, стали совершенно свободны от плена, возблагодарите Господа не только за освобождение от рабства и проведение без вреда странами враждебных народов, не только за возвращение вас в свое отечество и дарование вам сил и средств к построению храма и возобновлению города Иерусалима, но и за то, что соделал вас свободными жителями, пользующимися безопасно правами гражданства. Вы теперь только раби Господни, а потому благодарите, или благословите Господа и служите только Ему. Истинный раб Божий есть тот, кто покорен и послушен заповедям Божиим и служит Ему посредством добродетелей. Вы теперь стоите в преддвериях дому Бога нашего, получили возможность видеть не только внешнее благолепие храма Божия, но и внутреннюю красоту святилища, а потому благодарите и прославляйте Господа.

Объяснение священной книги псалмов.

Митр. Антоний (Сурожский)

Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего

Почему в церковной песне человек призывается благословить Господа в звании раба: «Се ныне благословите Господа вси раби Господни»?

Я думаю, спор тут только в словах. На славянском языке слово «раб» не значит то, что оно значит после крепостного права на Руси. На греческом языке и во всей древней культуре «раб» — собирательное слово, которое значит — слуга во всех его видах и во всех степенях, от самого униженного раба до домоправителя, который имеет, пожалуй, даже больше власти, чем хозяин, потому что он всем правит и над всем имеет высокую руку. Я думаю, что тут антиномия в формулировке; конечно, мы сыны пока еще лишь по призванию. Я бы сказал: слава Богу! — потому что, если все, чего можно достигнуть, — это то, что ты, да я, да мы сейчас можем явить, если вся полнота сыновства могла быть изображена в каждом из нас, какие мы сейчас есть, было бы очень печально и, действительно, Царство вечное было бы тоской неизмеримой. То есть сыновство уже есть здесь как взаимное отношение с Богом, мы для Него — родные дети, Он для нас — родной Отец, это правда, но, с другой стороны, мы должны вырасти в меру этого сыновства, стать такими, каков Христос, какова Матерь Божия: это мера наша, не меньше. И вот здесь антиномия: действительно, пока что на земле все двойственно, мы уже в вечности — и мы еще во времени, мы уже в Царстве Божием — и мы еще в царстве мира. Мы еще рабы и слуги, потому что по психологии мы ведь боимся наказания, надеемся на награду, а не только любим так, чтобы все было легко совершить по любви, а вместе с этим мы уже дети родные, свои Богу.

Вопрошание и сомнение.