Толкования на Пс. 134:3

Свт. Афанасий Великий

Ст. 3-4 Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе

Хвалите Господа, яко благ Господь; пойте имени Его, яко добро. Побуждает их к псалмопению после того, как предавались в Египте идолослужению. Были же они потомки Иакова, и призваны славословить Бога. Израиля в достояние себе, т. е. в достояние по преимуществу; ибо все провидящий ум есть Израиль.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро

Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «так как милостив» (χρησός). Что особенно вожделенно для слушателей, на то он часто и указывает, – на человеколюбие, снисходительность, ми­лость Божию.

«Пойте имени Его, ибо это – благо». Этим он выражает, что такое занятие заключает в себе и некоторое удовольствие вместе с пользою. Особенная польза от него – изрекать хвалу Богу, очи­щать душу, возвышать мысли, научаться правым истинам, любомудрствовать о настоящем и будущем. Но вместе с тем оно своими стройными звуками доставляет и великое удоволь­ствие, некоторое утешение и отдохновение, и делает поющего достойным почтения. А что оно действительно делает такими поющих, видно из слов другого переводчика (Акила), который гово­рит: «потому что благопристойно» (ευπρεπές), и третьего (неизвестный), который гово­рит: потому что приятно (ηδυ). Оба они говорят правду; кто поет псалом, тот, хотя был бы крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удо­вольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу.

Беседы на псалмы. На псалом 134.

Блж. Феодорит Кирский

Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро

«Хвалите Господа, яко благ Господь». Предметом песнопения изберите благость Воспеваемаго.

«Пойте имени Его, яко добро». И от сего произойдет много для вас пользы. Потом Пророк напоминает об оказанных Им благодеяниях.

Евфимий Зигабен

Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро

Хвалите Господа, яко благ Господь

Славьте, говорит, Господа за человеколюбие Его, за то, что Он весьма благодетелен для всех, а особенно для хвалящих и славящих Его.

Феодорита: Случаем, говорит, к песнопению сделайте благость Того, Которому воспевается песнь.

Пойте имени Его, яко (это) добро

Пойте, продолжает, имени Господа, потому что хорошо и полезно петь Господу песни духовные и псалмы, когда поются с умилением и благоговением, научают поющих и слушающих точности догматов, собирают к Богу, усыпляют страсти, услаждают стройностью душу, и вместе с пользою, по словам Златоуста, доставляют и приятность и удовольствие. Как те, которые имеют любовь к кому либо, составляют некоторые похвалы и песни ему, пением и чтением которых, по Златоусту, удовлетворяют желанию своему, так и Давид, советуя петь, сим показывает, что должны иметь великую любовь к Богу поющие и слушающее их. Притом сказал: пойте, не естеству Божию, потому что оно непостижимо, но имени Его, составляя хвалы Ему.

Другой истолкователь перевел: Пойте имени Его, ибо сие благоприлично, а другой: Ибо сие сладостно. И оба они, по словам Златоуста, говорят истину. Ибо хотя бы тот, кто поет был без меры сладострастен, стыдясь слов сего псалма, усмирит жестокость сладострастия; хотя бы был обременен бесчисленными бедствиями и одержим печалью, восхищаясь приятностью, облегчит свои мысли, воскрылит свой разум, сделает душу возвышенною. А псалтирь, по словам Евсевия, есть человеческое тело, составленное из различных чувств, как бы из различных струн, чрез которое ум человека, бряцая стройно и правильно, совершает то, что относится к добродетельной жизни. Итак, поелику петь, говорит, т. е. славить делами Бога, хорошо, то приносите Ему приличную песнь посредством псалтири и телесных членов.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе

Есть несколько причин, по которым израильский народ, возвратившийся из плена вавилонского, должен был прославлять, или хвалить, Господа. На эти причины и указывает здесь пророк-псалмопевец.

Первая причина есть благость, доброта Господа. Хвалите, говорит, Господа, яко Благ, или, что то же, славьте Господа за Его человеколюбие, за то, что Он весьма благодетелен для всех, а особенно для прославляющих Его.

Пойте имени Его, яко добро. Это вторая причина для прославления Господа, но при сем возникает вопрос: что, собственно, – «добро»? Самое имя Господне – добро, или петь Его – добро? Правильный и точный ответ будет такой, что и то и другое «добро»: и имя Господне добро и благо, как благ Сам Господь, так и петь имени Господню добро, а по переводу с еврейского, «сладостно». Как же не сладостно петь Господу псалмы и песни духовные, когда они поются с умилением и благоговением, и научают при этом поющих и слушающих точности догматов и, по словам св. Иоанна Златоуста, «собирают к Богу, усыпляют страсти, услаждают стройностию душу и, вместе с пользою, доставляют приятность и удовольствие»? [7, с. 1055].

Третья причина для прославления Бога израильским народом заключается в том, что (яко) Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Первые две причины могут относиться ко всем вообще народам, а последняя непосредственно касается израильского народа. Из всех народов Господь избрал народ иудейский, происходящий от патриарха Иакова, и его отделил для Себя, чтобы он только Ему одному служил. Следовательно, если Бог, единственно по милости Своей, а не по каким-либо заслугам, избрал сынов Иакова (он же Израиль) в достояние Свое, то самая справедливость требует, чтобы израильтяне больше других народов хвалили Бога. И все, что сказано здесь о народе израильском, должно разуметь о Церкви Божией, в начале состоявшей из избранного народа израильского, а потом сделавшейся достоянием нового Израиля, т.е. истинных и преданных Богу христиан (см. 1 Тим. 3:15–16).

Объяснение священной книги псалмов.