Толкования на Пс. 134:14

Свт. Иоанн Златоуст

яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится

Можно или то и другое относить к народу израильскому в том смысле, что Бог накажет его, а потом остановится и помилует, или раздельно можно относить: «умилосердится» – к народу, а «судить» – к врагам, т.е., тех помилует, – это и значит: «умилосердится», – а врагов будет судить, т.е. предаст их наказанию.

Не имея возможности указать на подвиги их жизни, пророк для оправдания их употребил названия людей и рабов (Господа). Сказав: «умилосердится», он выражает, что примирение зависит от человеколюбия Божия, а не от их достоинства, потому что где моление, там нужно прощение, а где нужно про­щение, там не оценка заслуг, а человеколюбие. Так как выше он сказал: «память о Тебе в род и род», а они тогда одни из всех народов присвояли себе Бога, то он некоторым образом намекает на это и говорит: спасение людей Твоих явит славу Твою у многих; слава, свойственная самому суще­ству Божию, никогда не уменьшается, не уничтожается и не из­меняется, хотя бы никто не чтил ее; но слава Его у многих откроется и чрез наше спасение, когда мы будем опять иметь город, святилище, храм, и опять получим прежнее обществен­ное устройство.

Беседы на псалмы. На псалом 134.

Блж. Феодорит Кирский

Яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится

Ибо не презришь, видя, что неприязненные нападают на нас, и не наложишь наказаний, каких достойны грехи наши; но будешь милостив и снисходителен. Так, показав силу Сущаго Бога, Пророк осмеивает немощь богов, так именуемых, но не существующих. И поелику наименовал их богами, то показывает, что не принадлежит им, как действительность, так и самое название.

Евфимий Зигабен

Яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится

Бог, продолжает, будет судить народ свой, т. е. произведет за него суд и отмщение врагам, вредившим ему, и преклонится к своему народу, который умоляет и смягчает Бога молитвами своими. Или, по словам Златоуста, Бог будет судить народ свой, когда он согрешит и праведно накажет его, а когда снова покается, Он сжалится над ним и поможет ему.

Слова Феодорита: Ты, говорит, не презришь нас, боримых пред Твоим взором врагами, и не наведешь наказаний, которых мы стоим за грехи наши, но будешь милостив и снисходителен. Заметь же, что сии слова Давид заимствовал у Моисея из его песни: ибо судит Господь народ свой, и о рабах своих будет умолен.

Еп. Ириней (Орда)

яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится

ибо Он всегда воздает правду народу Своему, во время притеснения от врагов, и прощает ему грех. Умолится – умилосердится.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится

Пророк ясно отделяет людей от рабов. Суд предоставляет только людям, а о рабех умалится. Без сомнения, пророк под рабами разумеет праведных; однако не говорит, что праведные сами умолят Господа. Конечно, тот, кто будет умолять о праведных, выше их и имеет более, нежели они, дерзновение к Богу. Кто же это? Пророк сим указывает на того Праведника, который не имеет нужды о Себе молить, то есть на Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Сие изречение пророка совершенно изъясняет слова Евангелия: о сих молю, не о всем мире молю, но и о верующих словесе их ради в Мя. Следственно, пророк под именем людей разумеет неверующих, а под именем рабов - верующих в Господа Иисуса Христа.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Прот. Григорий Разумовский

яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится

См. Толкование на Пс. 134:13