Толкования на Пс. 134:16

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 16-18 уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня

«Уста, говорит, имеют и не проговорят». Видишь ли, как сильно он подвергает их осмеянию и как обличает обольщение? Так как их часто приводят в движение бесы, то он раскрывает лицемерие и обман, внушая, что нет духа в устах их. А почему злой бес без них не действует и не говорит? Изо­бражения идолов представляют блуд, прелюбодеяние и бесчисленные пороки; поэтому, желая самим видом истуканов научить обольщаемых подражать делам, которые изобра­жаются идолами, он присутствует и сидит в них, приво­дит их в движение и обольщает. Далее, подвергая их осмеянию другого рода, пророк говорит: «подобны им да будут делающие их». Представь, каковы эти боги, если сходство с ними подлежит проклятию. Не так у нас; крайний предел добро­детели и достижение самой вершины совершенства состоит в уподоблении Богу, сколько это возможно для нас. А у них, говорит, и богослужение и боги таковы, что уподобление им подвергает крайнему проклятию. Таким образом, и то, что идолы – бездушное вещество, и то, что они изображают бесстыд­ство, и то, что они стоят без всякого чувства, и то, что сход­ство с ними подвергает проклятию, – все доказывает крайность этого заблуждения.

Беседы на псалмы. На псалом 134.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 16-17 уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их

«Уста имут, и не возглаголют, очи имут и не узрят. Уши имут, и не услышат». Имеют они у себя, говорит Пророк, изображения чувственных орудий, но лишены их деятельности.

«Ниже бо есть дух во устех их». А сего причастно и естество безсловесных; потому что каждое животное дышет; идолы же непричастны сего даже наравне с безсловесными.

Евфимий Зигабен

Ст. 16-17 уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их

Уста имут, и невозглаголют, очи имут, и не узрят. Уши имут, и не услышат

То же самое сказал и в 113м псалме, где и смотри изъяснение их.

Ниже бо есть дух во устех их

Здесь Давид излагает и причину, по которой языческие идолы бесчувственны: они, говорит (т. е. идолы сии), не имеют дыхания жизни. Далее Давид распространяет насмешку cию над идолами, чтоб более укорить их.

Прот. Григорий Разумовский

уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят

См. Толкование на Пс. 134:15