Толкования на Пс. 136:7

Свт. Афанасий Великий

Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его

Помяни Господи сыны Едомския. Сыны Едомские суть Исавовы потомки — идумеяне; они, по взятии Иерусалима, старались делать ему всякое зло, пока не узнали, что город истреблен до основания.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его

Другой: сынам Едомским (υιοις). И это выражение свойственно людям, пламенно стремящимся к городу. Смысл слов их следующий: «Накажи тех, которые не хотели довольствоваться взятием города, не насытились его разрушением, но настаивают и говорят: «Разрушайте, пока есть у него основание». Они хотели бы, чтобы не осталось и самых оснований города, но чтобы и основания его были исторгнуты.

Вместе с вавилонянами тогда напали на иудеев и аравитяне, о которых пророк часто упоминает и которых сильно укоряет за то, что они, несмотря на свое родство с иудеями, поступали хуже врагов.

Беседы на псалмы. На псалом 136.

Блж. Феодорит Кирский

Помяни Господи, сыны эдомския в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте, до оснований его

Идумеи, происходя от Исава, продолжали сохранять в себе отеческую неприязненность. Когда Иерусалим был сожжен и разорен, радуясь этому говорили они: «истощайте, истощайте, до оснований его»; то есть, разрушайте его в конец, чтобы не оставалось даже и следов оснований.

Евфимий Зигабен

Помяни, Господи, сыны едомския, в день Иерусалимль, глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его

Сынами Едома называет аравитян и идумеян, которые, по словам Феодорита, происходили от Исава и которые помогали вавилонянам в войне с Иерусалимом. И когда вавилоняне разрушили Иерусалим, тогда и аравитяне поощряли их с великим старанием к разрушению самых оснований Иерусалима. Итак, помяни, говорит, Господи, воздавая упомянутым аравитянам и идумеянам праведным наказанием за то, что они не смотря на сродство свое с нами — евреями, по одному происхождении от предка нашего Иакова чрез сына его Исава (ибо Исав назывался и Едомом, от которого и идумеяне), сделались для нас несноснейшими самых врагов и неприятелей наших по зависти к нам. А сказал: сыны едомския, приложил и день Иерусалима, т. е. помяни, говорит, Господи и сынов Едома и день несчастия Иерусалима, изменив только словосочинения и употребив безразлично вдруг за родительным винительный падеж. Или говорит: вспомни сынов Едома, во время бедствия Иерусалима помогавших вавилонянам.

Еп. Ириней (Орда)

Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его

Показавши таким образом страдания плена, псалмопевец (народ) в заключение призывает Господа воздать эдомлянам, которые, несмотря на свое родство с евреями, подстрекали халдеев на разрушение Иерусалима и выражали свое злорадствование. В день Иерусалимль: напомни сынам Эдома касательно дня Иерусалима, т.е. вспомни о них, как о злорадостных врагах и накажи их за это; напомни им, как они злорадовались.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Иоанн Соловьев

Ст. 7-9 Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень

Сынами Едома в псалме названы потомки Исава, брата Иакова, родоначальника иудейского – идумеи; происходя от Исава, идумеи были, таким образом, народом родственным иудеям по плоти, но не по духу. Подобно родоначальнику своему Исаву, искавшему убить брата своего Иакова, народ этот издавна, едва ли не с самого начала поселения евреев вблизи его, питал к ним – своим братьям по плоти, постоянную злобу и всячески старался вредить им. Вместе с филистимлянами, этими искони населявшими Палестину хамитами, идумеи не раз опустошали пределы царства иудина и это особенно не извинительно было с их стороны потому, что евреи-то, опустошая некогда земли, соседственные идумеям, всегда щадили этих последних, как своих единоплеменников. Освобожденные от подчинения иудеям при Ахазе, идумеи еще более возненавидели иудеев и при нашествии на иудею еще Сеннахирима, царя ассирийского, не оставались в бездействии (2 Пар. 28:17). Они, говорит пр. Иоиль, проливали невинную кровь в земли их (иудеев) (Иоил. 3:19). А какую злобную радость, какое ненавистническое настроение обнаружили они при опустошении городов иудейских халдеями, особенно же при разрушении Иерусалима, это с наглядностью можно представить себе из речей пророков Авдия и Иеремии. Предвозвещая идумеям горькую будущность, пр. Авдий так объясняет причину грозного суда Божия над ними: когда чужие (вавилоняне) вели в плен брата твоего (Иакова, т. е. народ иудейский) ты (Едом) был, как один из них; ты радовался о сынах Иуды в день их погибели, разевал уста свои (разумеется, для смеха и поношения) в день скорби их, простирал руки на пленение их, стоял на распутьях, чтобы рубить бегущих (Авд. 11-15). В этот бедственный день Иерусалима идумеи превзошли, кажется, в жестокости и бесчеловечности самих халдеев, возбуждая и поощряя их разрушать город до основания так, чтобы не осталось от него и камня на камне.

Что же касается дочери Вавилона, под которою, конечно, должно разуметь народ вавилонский, то о жестокости его по отношению к иудеям, при неоднократном нападении на землю иудейскую, при разрушении Иерусалима и пленении иудеев, красноречиво говорит уже и то, что слышали мы выше от псалмопевца. Опустошив всю землю иудейскую со всеми ее городами, в конец разрушив Иерусалим и храм его со всеми его сокровищами, с каким гордым злорадством смеялись пленившие иудеев над бессилием их Бога, хулили Его, по слову пр. Исаии! На небо взыду, выше звезд поставлю престол мой, так в безумной гордости говорил о себе Навуходоносор, царственный потомок которого, опьяненный своим могуществом, даже дерзнул поставить золотую статую свою на поле Деир с тем, чтобы люди кланялись пред ней, как пред идолом. Каковы были цари вавилонские, таковы же были и их подданные. Кто не слыхал о жестокостях восточных деспотов древности вообще по отношению к побежденным ими – о том, как они не только царей и воинов, побежденных ими, предавали страшным казням и позорной смерти, а издевались и над беззащитными и безоружными гражданами – старцами, женами и детьми, нередко подвергая последних несказанным истязаниям на глазах их матерей? Во всем этом вавилоняне несомненно не уступали другим народам. Из многочисленных свидетельств об этом пророков напомним одно, которое Св. Еванг. Матвей занес на страницы своего Евангелия, как прообраз избиения младенцев Иродом. Глас в Раме слышен бысть, плачь и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих и не хотяше утешитися, яко не суть, так говорил пр. Иеремия о бесчеловечной жестокости вавилонян по отношению к женам и детям иудейским (Иер. 31:17; ср. Mф. 2:18). По смыслу этих слов, стон матерей иудейских, при пленении, истязании и избиении детей их вавилонянами, так был велик, что казалось, будто сама праматерь народа иудейского – Рахиль (жена Иакова) восстала из гроба и плачет безутешно, покрывая воплями и рыданиями своими всю землю.

Итак, и идумеи, и вавилоняне, при отведении иудеев в плен вавилонский, обнаружили по отношению к ним неслыханную жестокость, которая была тем бесчеловечнее, что у первых соединена была с попранием священных уз родства и чувства благодарности, а у последних – у вавилонян направлена была на то, что было для иудеев самым высоким, дорогим сердцу их – на святыню храма Иерусалимского и на невинных детей. В виду этого можно ли говорить, что в заключительных словах 136 псалма слышится голос ничем не оправдываемой злобы и мстительности? Злоба, даже обессиленная, обезоруженная, не такое состояние, которое изливается в слезах и молитве; глухой ропот и не допускающая мысли о покорности угроза – вот голос мести, голос, который при малейшей возможности переходит в действие. Месть никогда не довольствуется правом правды, воздающей лишь то, что получила; она, по русской пословице: за лычко берет ремешок; она жаждет крови и воздает четверицею… Разве этот голос слышится в словах: Помяни, Господи, сыны Едома, в день Иерусалима глаголющия: истощайте, истощайте до оснований? Точно то же и по отношению к вавилонянам. Страшным бедствием грозят им иудеи – избиением младенцев их о камень, но это будет для вавилонян лишь воздаянием того, что сами они воздали иудеям. И это законное око за око они не сами готовы воздать, а думают и желают, чтобы оно сделано было другими.

Главное же, чего не нужно забывать для правильного понимания рассматриваемых слов псалмопевца, заключается в том, что псалмопевец, изрекая грозные слова на Едом и Вавилон, говорил не сам от себя – по собственному своему разумению и велению сердца, а как пророк Божий, пo внушению свыше – от Духа Святого. Во свете Его созерцая будущую судьбу врагов своих, неминуемо следующую за их гордо злобными и богоборными путями, он – пророк – и изрекает пророческое слово свое в такой субъективной форме. Что слова псалмопевца об Едоме и Вавилоне есть предречение будущей судьбы их, озаренное боговдохновенным предвещением есть пророчество, в этом убеждает созвучие слов псалмопевца с пророческими в собственном смысле вещаниями об этом пр. Исаии и Иеремии. Вот в каких, между прочим, словах пр. Исаия изрекает возвещенное ему Богом бремя на Вавилон. Иже бо аще пленится, поразится, и иже собрана будут, мечем падут. И чада их пред ними избиют, и домы их пленят, и жены их поймут (Ис. 13:15-16). Еще ближе слова псалмопевца подходят к тексту пророчества на Вавилон в книге Иеремии: Возвестите на Вавилон многим, всем наляцающим лук, ополчитеся нань окрест; да не убежит ни един от него; воздайте ему, по делом его, по всему, елика сотвори, сотворите ему, яко воста на Господа Бога Святого Израилева. Сего ради падут юноши его на стогнах его и вcи мужи воинства его низвержени будут в день тот, глаголет Господь. Се Аз на тя горде, глаголет Господь Бог Вседержитель, яко npиидe день твои и час посещения твоего (Иер. 50:29-31). Точно также в словах псалмопевца и относительно Едома, который должен быть опустошен за то, что в день Иерусалима так ревновал о разорении его, ясно можно слышать, как бы живой отзвук боговдохновенного страдальца на пророчества Иеремии (25 и 35 гл.), Иоиля (3:19) и Амоса (1 и 2) именно об опустошении Едома – о превращении его в пустыню.

И с какою буквальною точностью исполнились над Вавилоном и Едомом все эти пророчества о них! По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн Гиркан опустошил страну идумеев и покорил их евреям, а Кир и Дарий подчинили Вавилон мидянам и персам, и как потом скоро на месте гордого Вавилона, остались одни лишь развалины! Не ясно ли это строгое соответствие между пророчеством и исполнением его говорит о происхождении того и другого от Бога? От Бога, значит, и рассматриваемые нами слова псалмопевца, как и толкуют их св. отцы Церкви: Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и за ними блаженный Феодорит.

На реках вавилонских.

Лопухин А.П.

Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его

Господи, отмсти Едому за его злобу к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень и твоих детей, дочь Вавилона, опустошительница

Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию (см. Ам I:11; Авд 11-15 ст.).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7–9 Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень

По переводу с еврейского, 7-й стих читается так: «Напомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его».

Под сынами Едомскими разумеются здесь идумеяне, потомки Исава, брата Иакова, родоначальника народа израильского; значит, это был народ, родственный иудеям, но в то же время он был и злейшим их врагом. Вместе с филистимлянами идумеяне не раз опустошали палестинские пределы (2 Пар. 28:17). Господь Бог, чрез св. пророков Иезекииля и Авдия, обличал идумеев за то, что они в день разорения Иерусалима вавилонянами были вместе с ними, радовались гибели иудеев и расширяли уста свои в день их скорби, т.е. смеялись и поносили их, простирали руки на пленение в день несчастия их, стояли на распутиях, чтобы поражать бегущих и, таким образом, не давали иудеям возможности спасаться бегством (Авд. 1:11–15). За такие злодеяния и «дам отмщение Мое на Идумею, – говорит Господь, – рукою людий Моих Израиля» (Иез. 25:14), что и исполнилось впоследствии, когда сын Симона, Иоанн Гиркан (из Маккавеев) поработил идумеев, вместе с Галилеею и Самариею.

А потому слово помяни нужно понимать не как зложелание, а как предсказание о том, что идумеяне гораздо больше вреда причинили иудеям, нежели сами вавилоняне. «Воспомяни, Владыко Господи, что соделали сыны едомские в тот несчастный день, когда Иерусалим, возлюбленный Твой город, был опустошаем и разоряем вавилонянами, как они кричали тогда: истощайте, т.е. разрушайте, разрушайте его до оснований его». Затем, обращаясь к Вавилону, называет его дщерию, по обычаю священных писателей называть столичный город дочерью всей страны, как-то: дщи Сионова, дщи Вавилоня, дщи Тирова, и т.д. Дщи Вавилоня окаянная – (пер. с евр.) «губительница», а по переводу других – «разграбленная, опустошенная» (греч. – «сугубо несчастный, переносящий тяжелые труды»).

Самое слово «окаянная», т.е. злосчастная, или достойная сожаления, – произнесенное во дни славы и могущества Вавилона, может быть понимаемо, как предсказание о погибели Вавилона, о каковой погибели и предсказано было пророками: Даниилом (Дан. 5) и Исайей. Последний из сих пророков (Ис. 13, 16, 18) ясно предвозвестил, что персы и мидяне с такою жестокостию нападут на Вавилон, что и младенцев не пощадят, но будут разбивать их о стены и умертвлять без всякого милосердия. Так разумеют это и св. отцы.

«Здесь пророк, – говорит св. Иоанн Златоуст, – предсказывает несчастия, которые постигнут Вавилон и, по причине имеющих постигнуть его бедствий, называет его несчастным».

Далее псалмопевец называет блаженным того, кто воздаст, или отмстит, за причиненное иудеям зло. «Блажен, кто заплатит тебе за дело, какое ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (пер. с евр.). «Поелику вавилоняне, – говорит блж. Феодорит, – жестоко поступали с младенцами иудейскими, то пророк предсказывает им равное наказание» [6, с. 646]. По мнению св. Иоанна Златоуста, приведенные слова псалмопевца «суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, простирали гнев свой даже на младенческий возраст. Пророки, замечает сей святитель, многое говорили не от себя, но изображая и выставляя на вид страсти других». Но и они всегда взывали к закону правды Божией, которая определяется так: «В нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7:2).

Объяснение священной книги псалмов.