Толкования на Пс. 137:7

Свт. Афанасий Великий

Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя

Аще пойду посреде скорби, живиши мя. Это подобно сказанному: в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16,33). На гнев враг моих простерл еси руку Твою. Ибо на них вознесена десница Отчая, т. е. Сын, которая и спасла нас.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя

Не сказал: отгонишь скорбь; но: среди самих скорбей оживишь меня, т.е. можешь спасти среди самих опасностей. Это и удивительно и необыкновенно, чтобы в то самое время, когда окружают бедствия и враги, поставить в безопасности человека, окруженного ими. «На гневных врагов моих Ты простер руку Твою». Другой (Симмах): «против дыхания врагов моих прострешь» (αναπνοης… εκτενεις). Видишь ли величайшую силу, простирающуюся на ту и другую стороны? И меня, гово­рит, находящегося среди бедствий, Ты можешь спасти, и их, беснующихся, неистовствующих и дышащих огнем, смирить и укротить. «И спасла меня десница Твоя». Другой (Симмах): «и спасет меня дес­ница твоя» (σώσει), т.е. сила Твоя, крепость Твоя. Подлинно у Бога есть все пути и все средства, и из отчаянного положения Он может привесть ко спасению.

Беседы на псалмы. На псалом 137.

Блж. Феодорит Кирский

Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя

«Аще пойду посреде скорби, живиши мя». Это – голос искренней веры. Уверен я, говорит Пророк, что, если и отвсюду окружен буду бедствиями, то преодолею все затруднения, и при помощи Твоей приобрету жизнь.

«На гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя». Ибо прогневавшись на неприязненных мне, предал Ты их казни, а меня сподобил спасения. И из сего явствует, что «рукою» Пророк называет действенность, а «десницею» – благую действенность; потому что, говоря о наказании врагов, употребил слово: «рука», а говоря о благодеянии, ему самому оказанном, употребил слово: «десница».

Евфимий Зигабен

Аще пойду посреди, скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл ecи руку Твою, и спасе мя десница Твоя

Когда я, продолжает, подвергнусь скорбям и искушениям, тогда Ты спасешь меня; и когда буду находиться в опасности смерти, тогда Ты оживотворишь меня. Сверх того Ты распростер и руку Твою, т. е. силу Твою или действие наказания на свирепство и неистовство, какое показали против меня враги мои и уничтожил оное, и таким образом избавила меня (от них) десная рука Твоя, т. е. благодетельное Твое действие и вспомоществование.

Слова Феодорита: Из сего видно, что рукою называет действие наказания, а десною рукою—действие благотворения; ибо с наказанием врагов соединил руку, а с благотворением Ему—десную руку; почему и в других местах написано: Ты простер руку твою, как читал Феодорит, Евфимий и Никита в Своде.

Еп. Ириней (Орда)

Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя

Так как Господь доселе так славно помогал Давиду, которому (со стороны языческих соседей) угрожает еще так много опасностей, то он выражает уверенность, что Господь и впредь поможет ему; Господь подле него с простертыми руками на врагов, отмстит им и не оставит его Своею милостью.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя

См. Толкование на Пс. 137:6

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7–8 Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя. Господь воздаст за мя: Господи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри

Можно сказать, что во всю жизнь свою пророк терпел многоразличные скорби, в особенности гонения со стороны разных врагов, о которых он и говорит здесь, с твердою надеждою и полною уверенностию, что Господь Бог не оставит его Своею милостию, при всякого рода скорбях и напастях со стороны врагов. «Если я пойду посреди напастей, – говорит, он, – Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя» (по переводу с еврейского).

Выражение: живиши мя, – показывает уверенность пророка в том, что Господь, при всякой напасти со стороны врагов, сохранит его целым и невредимым. Он как бы так говорит: враги мои могут уязвить и убить меня, но я не отчаиваюсь в Твоей, Господи, всесильной помощи: Ты прострешь руку Твою, и десница Твоя спасет меня. И мало того, как бы так говорит пророк дальше, что спасет меня десница Божия, я надеюсь и уверен, что Господь воздаст за меня и отмстит врагам моим. Господь Бог всех нас любит и милует, и от нас требует, чтобы все жили, всячески избегая мщения. Посему я никогда не был мстительным по отношению к врагам, зная, что отмщение есть дело Божие, как это ясно выражено у апостола (Рим. 12:19). При этом, продолжает пророк, я никогда не забываю о том, что милость Божия пребывает во век, и зная, что все люди созданы Богом, Творцом всего видимого и невидимого, что они творения Божии, дела рук Его, всегда молюсь: Господи, дел руку Твоею не презри.

Объяснение священной книги псалмов.