Толкования на Пс. 138:19

Свт. Афанасий Великий

Ст. 19-20 Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя

Аще избиеши грешники Боже. Зная, какие постигнут их наказания, как бы отлучает их от себя. Мужие кровей, уклонитеся от мене, яко ревниви есте в помышлениих. Называет причину, по которой изгоняет от себя грешников, и говорит: изгоняются они, потому что прекословят и противоборствуют Богу, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческою жизнью.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене

Не то говорит он: если убьешь, тогда я буду; то он обещал и без этого; и просит сделать это не с тем, чтобы уничтожить само существо людей, но с тем, чтобы обратить их от греха к праведности. Он не сказал: если бы избил Ты, Боже, людей, но: «грешников». Другой переводчик (Симмах) вместо: «грешников», гово­рит: «преступника» (παραβάτην), разумея врагов, поклоняющихся идолам.

«Мужи кровожадные, удалитесь от меня». «Мужами кровожадными» он на­зывает убийц, людей, находящих удовольствие в убийствах. Немаловажен и этот путь к преспеянию в добродетели – убегать и уклоняться от сообщества с такими людьми.

Беседы на псалмы. На псалом 138.

Прп. Нил Синайский

Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене

См. Толкование на Пс. 138:18

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 19-20 Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя

«Аще избиеши грешники Боже: мужие кровей уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих». Любящим добрых свойственно гнушаться злыми. Посему, говорит Иосия, так как Ты, человеколюбец, предаешь смерти грешников, тем паче буду я чуждаться обращения с ними, зная упорный их нрав; потому что не терпят добрых советов, но отвергают их, по непреклонности сердца.

«Приимут в суету грады Твоя». Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому что напрасно населяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов.

Евфимий Зигабен

Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене

Аще избиеши грешники, Боже!

Здесь не достает: хорошо, чтобы было так: хорошо если Ты, Боже, убьешь грешников, где грешниками называет бесов и беззаконных людей. Убиение (смерть) бесов состоит в том, когда они более не действуют и не причиняют зла; а смерть беззаконных людей в том, когда они станут отвращаться от порока и обращаться к добродетели и не будут более грешниками. Или смертью последних называет смерть телесную: для пребывающих без исправления и неизлечимых во зле лучше умереть преждевременно, чтобы и другим не препятствовали в стремлении к добродетели своею злонамеренностью и своим примером.

Высшее значение, по изъяснению Никиты, сих слов может быть таково: Злые и грехолюбивые помыслы удаляют человека от Бога, как и написано: строптивые помышления отлучают от Бога (Прем. 1, 3). Но когда Бог, приклонившись к молитве, умертвит и погубит сии грешные и богопротивные помыслы, тогда человек может встать от земной персти греха и прибегнуть к Богу; и сие то значат слова: я встал, и я еще с тобою, как был и прежде, если конечно убьешь грешников.

Мужие кровей (кровожадные)! удалитеся от мене

Удалитесь, говорит, от меня и бегите от обращения со мною, убийцы и кровожадные люди, которые умерщвляете побеждаемых и уловляемых вами; ибо все таковые человекоубийцы принадлежат диаволу, как убивающие одних делом, других словом и худым примером жизни своей. Впрочем, немалы заслуги и в том, когда кто убегает сообращения с беззаконными людьми.

По словам Евсевия, сии слова имеют связь с предыдущими: ибо кто сказал прежде, что друзья Божии для него любезны и драгоценны, тот отрекается и прогоняет от себя прочь грешников. Слова Феодорита: Любящим добрых людей свойственно отвращаться от тех, которые противных свойств. Потому то и говорит, что когда Ты, человеколюбец, убиваешь грешников, то тем паче стану отвращаться от сообщения с ними я, зная их дух: потому что они не слушают хороших советов, но по развращению сердца отвергают оное.

Еп. Ириней (Орда)

Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене

Но, к сожалению, в Израиле есть еще и нечестивые; в доказательство, что Давид ничего не имеет с ними общего, он желает, чтобы Бог истребил их, так как они надеются снова возобладать над благочестивыми.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 19-22 Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя. Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми

Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя

Если в писателе псалма развито так глубоко понимание величия Божия во всем тварном, то все, «кто говорит против Него нечестиво», кто оскорбляет и унижает Господа, является его врагом, с которым он не желает иметь никакого общения.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 19–20 Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от Мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя

Ревнуя о славе Божией, пророк выражает желание, чтобы други Божии, т.е ревностные хранители законов Божиих, более и более утверждались в вере и благочестии; и чтобы, наоборот, грешники и нечестивые, в том числе кровожадные убийцы (мужие кровей) и все вообще презрители и нарушители воли Божией подверглись наказанию. Благочестивому человеку и строгому ревнителю правды Божией, каковым и был царепророк Давид, вполне естественно такое желание: при избиении Богом грешников, он не только избавился бы от общения с нечестивыми и от зловредного: влияния их на другов Божиих, но и от всякого со стороны их соблазна для благочестивых.

Посему он и молится: Господи! если Ты наказываешь грешников, как ненавистных Тебе, то и я стараюсь избегать их и говорю им: мужие кровей, удалитесь от меня! Таковое же пожелание в отношении к нечестивым выражено и у пророка Исайи: «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни(Ис. 26:10). По переводу с еврейского настоящие стихи читаются так «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои». Врагами Божиими называются здесь люди, которые дерзко и злобно восстают против Бога, не признают Его всеведения и вездесущия и потому безбоязненно произносят хулы на Него, живут и действуют совершенно вопреки требованиям Его святого закона.

Св. Иоанн Златоуст склоняется к такому же пониманию этих слов, когда говорит: «он (псалмопевец) потому избегает и уклоняется их, что они вознеслись против славы Божией, что поступали беззаконно, что произносили слова богохульные».

А блж. Феодорит выражается так «Тем паче я, говорит пророк, буду чуждаться общения с грешниками (мужами кровей), зная их упорный нрав, потому что не терпят добрых советов, но отвергают их по непреклонности сердца.

Приимут в суету грады Твоя. Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому что напрасно заселяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов».

Объяснение священной книги псалмов.