Толкования на Пс. 138:21

Свт. Афанасий Великий

Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях

Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех? Любил и принимал я друзей Твоих; врагов же Твоих совершенно возненавидел. А враги Божии, во-первых и в собственном смысле, нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 21-22 Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми

Так и Бог обещал быть вра­гом врагам и противником противникам их; это особен­ный знак дружбы; и он воздает Богу тем и другим. Выше сказал: «мне весьма почтенны друзья Твои, Боже»; а здесь: «не возненавидел ли я ненавидящих Тебя»; и там с чрезвычайной силою, и здесь с чрезвычайною силою, потому что не только «возненавидел», говорит, но и «не сокрушался».

Беседы на псалмы. На псалом 138.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях

Такова любовь царя-пророка к Богу, что ненавидящие Бога были для него врагами по причине ненависти их к Богу.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 21-22 Не ненавидящия ли Тя Господи возненавидех? и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми

Твоей предан я любви, Владыка; одно с Тобою хочу и любить и ненавидеть. Поэтому, привязанных к благоугождению Тебе и люблю и почитаю, а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но скорбя о них, истаеваю от скорби. Хотя ненавижу их, как беззаконных, но сожалею о них, как о людях; по естественному состраданию принужден плакать о них, но гнушаюсь ими опять по великому их лукавству.

Евфимий Зигабен

Ст. 21-22 Нe ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми

Сказав выше о друзьях Божиих: мне же весьма почтенны были други Твои, Боже, Давид теперь говорит здесь противное тому о врагах Божиих, что я, Господи, ненавидел тех, которые ненавидят Тебя, и как уважение к друзьям Божиим у него было чрезмерное: ибо весьма, говорит, почтенны были; так и ненависть ко врагам Божиим равномерно в нем была сильна, потому что от гнева, которым против них кипел, он истаевал, т. е. сгорал.

Слова неизвестного у Никиты: Тот ненавидит мысленных врагов совершенною ненавистью, кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее бесстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди. Слова блаж. Августина: Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло. С сим согласно сказал и Златоуст: Что же? Неужели не должно ненавидеть врагов, хотя бы они и были еллины? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а злые дела, и превратные мысли их. Человек есть творение Божие; а заблуждение есть дело диавольское: посему не смешивай Божие с диавольским (Беседа 33, на 1 Кор), Феодорита: Я привязан к Твоей любви, Владыко; потому то и люблю и почитаю истинных служителей Твоих; а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но и огорчаюсь против них и истаеваю от них. Ибо я ненавижу их, как законопреступников, а сожалею о них, как о людях и, по естественной сострадательности к ним, вынуждаюсь оплакивать их, а по причине великого развращения их я опять гнушаюсь ими.

Еп. Ириней (Орда)

Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях

Давид не только не друг нечестивцам; он ненавидит их, т.к. враги Божии и его враги.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях

См. Толкование на Пс. 138:19

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 21–22 Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги Быша ми

Похваляется ли здесь пророк пред Богом в своей ненависти ко врагам Божиим или только признается в ней, как в общечеловеческой слабости, – и это уже не безразлично, потому что ему хорошо известна была заповедь Божия о любви к ближнему, которая в новозаветной Церкви возвышена на степень любви ко врагам. Заповедь эта стоит в прямом противоречии с ненавистию к кому бы то ни было, а потому апостол Павел и заповедует христианам: «Умоляю вас, братие… будьте братолюбивы друг к другу… если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя… но дайте место гневу Божию» (Рим. 12:1, 10, 18–19).

Таким образом, признание пророка в ненависти его к врагам Божиим как бы навлекает на него тень немиролюбия, человеконенавидения и вражды; тем более, что он говорит о себе в столь сильных выражениях: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя… Полною ненавистию ненавижу их: враги они мне» (пер. с евр.). Но здесь нельзя не принять во внимание те обстоятельства, из-за которых возникли ненависть пророка к ненавидящим Господа Бога и вражда его к ним. Он сильно и горячо любил Господа, восхищался делами Его премудрости и всемогущества, благоговел пред величием Его непостижимой благости и милосердия, с преданностью и готовностью исполнял Его святую волю (Пс. 17:2, 118:47, 97 и др.), и потому столь же сильно и горячо ненавидел всех врагов Божиих, к которым принадлежат люди, словами и делами своими оскорбляющие Господа, уничижающие Его величие и славу; он считал их поэтому и своими злейшими врагами.

В псалмах его мы часто встречаем выражения, свидетельствующие о ненависти его к людям беззаконным и нечестивым, со всеми законопреступными их делами: «Возненавидел я, – говорит он, – сборище злонамеренных» (Пс. 25:5); «дело преступное я ненавижу, тайно клевещущего на ближнего изгоню» (Пс.100:3, 5); «ненавижу всякий путь лжи, ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю» (Пс. 118:104, 163). Здесь чувства ненависти к людям нечестивым и беззаконным перемешиваются у пророка с чувствами любви к Богу и ревности о славе Божией, и последствием такого смешения чувств является то, что ненависть к людям беззаконным возбуждает в душе пророка желание, чтобы такие люди не существовали, или были истреблены Господом: «Да исчезнут грешники с земли, – говорит он (Пс. 103:35), – и беззаконных да не будет более». И столь ярко выраженная ненависть пророка к беззаконным и нечестивым, как врагам Божиим, без сомнения, относится не столько к лицам, сколько к их порокам, и если эти беззаконники не перестают противоборствовать Богу, то и мы, хотя и обязаны жить в мире со всеми, но должны сильно противостоять враждебным действиям беззаконных, а не молчать, чтобы молчанием своим не оказать содействия их противозаконной деятельности и являться, таким образом, изменниками правды Божией, которую мы должны ревностно защищать.

О сем есть выраженные мнения и у наших святителей, Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, из коих первый говорит: «Что же? неужели не должно ненавидеть врагов, хотя бы они были и эллины? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а злые дела и превратные мысли их. Человек есть творение Божие, а заблуждение есть дело диавольское: посему не смешивай Божие с диавольским» [7, с. 1090].

А второй, т.е. Феодорит, – так «Я привязан к Твоей любви, Владыко, потому-то и люблю, и почитаю истинных служителей Твоих, а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но и огорчаюсь против них и истаеваю от них. Ибо я ненавижу их, как законопреступников, а сожалею о них, как о людях, и, по естественной сострадательности к ним, вынуждаюсь оплакивать их, а по причине великого развращения их, я опять гнушаюсь ими» [7, с 1090].

Объяснение священной книги псалмов.