Толкования на Пс. 139:2

Свт. Афанасий Великий

Иже помыслиша неправду в сердца, весь день ополчаху брани

Ибо не только предавались лукавым помыслам, но к помыслам присовокупили и дела. А вместо: весь день — Симмах переводит: на всякий день.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

иже помыслиша неправду в сердцы, весь день ополчаху брани

Видишь ли, как трудно остеречься от этих зверей, в мыслях своих скры­вающих зло и в тайне строящих козни? Они «помыслили…, – говорит, – в сердце», т.е. пока не обнаруживали злобы, но скры­вали и питали ее внутри, и, что всего хуже, не по увлечению, не с поспешностью, но тщательно делали свое дело; это именно и значит: «помыслили», т.е. со старанием, со всяким тщанием. «Всякий день готовились к брани»; этим означает он всю жизнь; а под именем «браней» разумеет здесь не те, которые бывают в боевом строе и посредством оружия, но те, которые бывают посредством коварных замыслов, которые люди ведут на торжищах и в домах, не надевая лат и не ограждаясь щитом, но вместо всякого оружия употребляя злобу и бросая слова язвительнее стрел. Величайшая степень злобы их состоит не в том только, что они коварны, враждебны, всегда готовы на брани и битвы, но и в том, что они таковы во всю жизнь и никогда не прекращают своего злобного нападения. Между тем, если бы они хотели вести войну, то имели бы другой справедливый повод. Им следовало бы вооружиться против грехов, ратовать против диавола, подвизаться против болез­ней души, изощрять мечи против бесов; но они не обнаружи­вают даже и наклонности в такой борьбе, а друг в друга бросают стрелы.

Беседы на псалмы. На псалом 139.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

иже помыслиша неправду в сердцы, весь день ополчаху брани

См. Толкование на Пс. 139:1

Блж. Феодорит Кирский

Иже помыслиша неправду в сердце; весь день ополчаху брани

Не только водился он лукавыми помыслами, но к помыслам присовокуплял и дела. Вместо: «весь день» Симмах перевел: всякий день.

Евфимий Зигабен

Иже помыслиша неправду в сердце; весь день ополчаху брани

Сии, продолжает, лукавые и неправедные люди замыслили неправедные, беззаконные и вредные в сердце своем дела, и весь день, т. е. всю жизнь свою готовились произвесть брани и возмущения, действуя то против братьев, то против других: потому что чрезмерная испорченность их не позволяет им успокоиться, но побуждает их иногда тайно, хитро и коварно восставать на братьев своих, а иногда противоборствовать им и явно. А бранью называется и хитрость, или злоумышление и всякое другое смущение и взаимное причинение друг другу вреда делом, или словом, или помышлением, по словам Златоуста.

Слова того же Златого Святителя: А что наиболее составляет злокачественность их, это то, что они не только хитры, но злы и готовы к восстаниям и браням, но и во всю жизнь ведут брань, притом тогда, как если бы только хотели вести брань, могли бы иметь другое в предмете; ибо надлежало противостоять грехам и ополчаться против диавола. Но они в ближних своих пускают стрелы, и, что ужаснее, не быв увлечены к тому нечаянно, но с предварительным рассуждением о сем; ибо умыслили, значит: с старанием, со всею охотою (умыслили). Феодорита: Ибо не только предавались злым помыслам, но и приложили дела к помышлениям.

Прот. Григорий Разумовский

Иже помыслиша неправду в сердце; весь день ополчаху брани

См. Толкование на Пс. 139:1