Толкования на Пс. 139:9

Свт. Афанасий Великий

Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Желаю, Господи, вожделевать спасения: поэтому, не оставь меня и не попусти, чтобы, уклонившись от сего желания, предан я был грешнику, т. е. диаволу. Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Молит Бога укрыть его под кровом крил Своих и под державною рукою Своею, из которой никто не может исхитить, и молит о сем для того, чтобы враги не подумали о себе высоко, как поступают они в других случаях.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

Другой (Симмах и Феодотион): «не дай, Господи, по желаниям беззаконного» (τας επιθυμίας του παρανόμου). Смысл слов его следующий: не дай по желанию против меня, т.е. чего желает он про­тив меня, того не дай ему исполнить. Не сказал: чего желает, но: «от желания моего», выражая как бы следующее: не дай исполниться ни малейшей части того, чего он желает. Та­ковы люди нечестивые; они с великим старанием строят козни ближним, подобно диаволу, о котором говорится: ходит «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Так старательно он напал на Иова; так хотел низложить Петра, почему и сказал Господь: «се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк.22:31). Видишь ли, какое имел он жела­ние? Есть и люди, которые по зависти и ненависти соревнуют ему в злобе, радуясь бедствиям других. Таких людей Писа­ние называет несчастными: увы, говорит оно, «которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» (Притч.2:14); и весьма спра­ведливо, потому что это – знак развращенной души. Если о по­гибающих должно скорбеть, сетовать и плакать, то какое про­щение, какое оправдание могут иметь те, которые не только не сострадают, но еще радуются? Не видишь ли, как и Сам Христос, приступая к казни, плачет о погибели Иерусалима? Не видишь ли, как и Павел скорбит, сетует и плачет о погибели других? Но есть люди столь развратные, что чужие несчастья считают для себя утешением в своих бедствиях. «Они замыслили против меня, не оставь меня, да не превознесутся»: это значит: διάψαλμα. Другой (Симмах и неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «чтобы они никогда не возносились» (μὴ αποβαίης).

Вот знак нечестивой и развратной души, – когда прила­гают старание, совещание и усилия к совершению зла. Для тебя недостаточно того, что случается нечаянно, недостаточно губить нас по неосторожности, но нужно еще совещание, время и размышление для совершения зла.

Какое же оправдание можешь иметь ты, обращающий коварство в занятие, делающий совещания для совершения зла и призывающий сообщников? Но посмотри на смирение пророка. Он не сказал: не оставь меня, потому что я достоин того, не оставь меня за добродетели моей жизни; но что? – «да не превознесутся», чтобы они не сделались более надменными и не преда­лись большей гордости от моей беспомощности.

Беседы на псалмы. На псалом 139.

Блж. Феодорит Кирский

Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

«Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику». Симмах перевел сие так: не дай Господи пожеланий законопреступнаго; а подобно сему перевели Феодотион и Акила, то есть, желающему умерщвления моего не дай увидеть исполнение пожелания. По переводу же Седмидесяти должно понимать так: да не получит чрез меня, чего желает; потому что я желаю спастись, а он желает убить меня; поэтому не предай ему моего желания.

«Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся». Весь помысл устремляют к тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышления Твоего, чтобы не подать им повода к похвальбе.

Евфимий Зигабен

Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

Не предаждь мене, Господи, от желания моего (за похотствование мое) грешнику!

Не попусти, говорит, Господи, мне быть предану грешнику бесу за злое мое вожделение: ибо и мне, как человеку, случается иметь иногда злое вожделение. Но по сей причине прошу Тебя не осудить меня и не ввергнуть в руки демона. Грешник также есть и беззаконный человек.

В переводе Симмаха: Не дай, Господи, вожделений беззаконного, т. е. по изъяснению Златоуста, не попусти ему исполнить желаемое им против меня. Другой же, т. е. Никита, выражение: от вожделения моего, изъясняет так: я желаю, говорит, спасения. Итак, не оставь меня, чтобы я, уклонившись от него, не предался сатане. Или и так: мое, говорит, желание не отпасть, а у грешников противное тому. Посему молю Тебя, не отними от моего желания и не предай им; а это может случиться тогда, когда Ты оставишь меня. К сему можем присоединить из Златоуста следующее: Не сказал: чего он желает, но: от желания моего, т. е. не дай ни малости из того, чего он желает. Ибо таковы злые: они с великим желанием составляют против ближнего умысел. Безыменного: И Писание называет их несчастными: горе, говорит, веселящимся о зле и радующимся о развращении злом (Прит. 2, 14). Ибо есть столь развращенные, что чужие бедствия почитают утешением своим в несчастьях.

Помыслиша на мя; не остави мене, да не когда вознесутся.

Враги, говорит, мои чувственные и мысленные составили против меня умыслы и хитрости; почему прошу Тебя, Господи, не попусти мне быть побежденным от них, чтобы чрез сие оставление меня они не возгордились и не ожесточились еще более, хвалясь своею победою надо мною.

Прот. Сергий Терновский

Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Не предай меня врагу, чтобы он не уклонил меня от желания моего спасти душу. Ст. 11. Низложиши я в страстех - потому что повергнешь их в несчастия, и они не устоят. Афан. и Феодор. объясняют сие о Сауле.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

Так как враги мои делают зло, то пусть последнее покроет их головы, т. е. пусть мои враги понесут заслуженное ими: как моя правда явится мне защитой от них, так их злые поступки да погубят их.

Прот. Григорий Разумовский

Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся

См. Толкование на Пс. 139:7