Толкования на Пс. 139:10

Свт. Афанасий Великий

Глава окружения их, труд устен их покрыет я

Глава окружения их. На них да приидет, что умышляли они. Ибо это значить выражение: глава окружения их. Глава грешников — помысл и чувство. Поэтому, того умышления их против меня, каким окружили меня, и начало и глава, а равно и вся тяжесть трудов, какие прилагали они, против меня действуя, да приидут на них — достойных того, чтобы предать их огню.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Глава окружения их, труд устен их покрыет я

Другой (Симмах): «горечь окружающих меня, зараза уст их да обратится на них» (ό πικρασμός των κυκλούντων με, ό μόχθος των χειλέων αύτων πωμασάτω αύτούς). «Окружением» он называет здесь собрание, синедрион, нечестивое общество, развратные советы. Смысл слов его следующий: сами советы нечестивые, сама совокупность коварных и развратных наме­рений пусть сокрушит и погубит их. Предметом «совещания их» он называет здесь коварство. Таково коварство: оно обращается в погибель тому, кто предается ему, и ввергает его в пропасть. Так было с Давидом. Враги надеялись подвергнуть его бесчисленным бедствиям, но он сделался более славным. Так, скажешь, но я не этого желаю; покажи, как замышлявшие зло поражались собственными своими замыслами и погибали; скажи, где это случалось? С братьями Иосифа; они, желая сде­лать его рабом и погубить, сами подверглись крайней опасности, хотя он, насколько это зависело от них, подвергся и рабству и смерти. И Авессалом, желая насилием погубить отца, погиб сам от насилия.

Беседы на псалмы. На псалом 139.

Прп. Нил Синайский

Глава окружения их, труд устен их покрыет я

Спрашивал ты, что такое «глава окружения» (Пс. 139:10)? Припомни, что Господь повелел «блюсти» всегда «главу змия» (Быт. 3:15). Посему первая, влагаемая врагом в ум, плотолюбивая и любострастная мысль произращает и собирает вокруг себя многие лукавые мысли. И потому первый зародыш лукавых мыслей признавать будем главою. Сверх того, поскольку и сам диавол имеет вокруг себя сопровождающими скверные полчища демонов, то и он называется главою их лукавства.

Письма на разные темы. Димитрию.

Блж. Феодорит Кирский

Глава окружения их: труд устен их покрыет я

Здесь Пророк предсказывает им будущия бедстия. Яснее же это перевел Симмах: ожесточение окружающих меня, утруждение уст их да закроет их. Пусть впадут в то, что сами злоумышляют; пусть потерпят, чтó устрояют мне, и пусть ожесточившаяся злоба покроет совершенно тех, которые водятся ею. Сие подобно сказанному в псалме седьмом: «ров изры, и ископа и́, и падет в яму, юже содела» (Пс.7:16).

Евфимий Зигабен

Глава окружения их, труд устен их покрыет я

Окружением Давид называет здесь сеть и навет (или суд и превратные советы). Глава, говорит, навета против меня врагов моих, на которую они особенно надеются, сия, говорю, глава, по словам Златоуста, покрыет и истребит их самих. Ее же он назвал и трудом уст их; потому что они много трудились в размышлении и в частых разговорах о ней; и потому что с великим трудом изобрели ее. Посредством, говорит, того зла, которым надеялись погубить меня, они сами себя погубили. Или трудом уст назвал злой умысел и хитрый совет; потому что он пагубен, по словам Златословесного, и гибелен для самого виновника его.

Слова того же Златого Святителя: Братья Иосифа, хотевшие сделать его рабом и погубить, сами подверглись, как того заслуживали, рабству и смерти. Авессалом по своему неограниченному честолюбию хотевший погубить отца, сам уловлен оным. По другому изъяснителю, то есть Никиты, сии слова изъясняются более в нравственном значении так: Бог повелел всегда наблюдать за главою змия; а глава и как бы начало грехов есть помысл и греховный прилог. Итак, сначала плотолюбивый и любострастный помысл, внушенный душе врагом, произращает и собирает около себя много других гнусных помыслов. Итак, первую мысль и навет злых помыслов мы здесь почитаем главою. Посему когда первое появление злого помысла будет нами отринуто и не принято в сердце, то оно покроет и уничтожит все прочие помыслы возникающее вслед за оным прилогом; и труд, который приняли на себя бесы, чтобы сеять в сердце нашем сии наветы, обратится против них, не причинив нам никакого вреда, Феодорита: От своих же, говорит, злоухищрений да падут и, что устрояли против меня, сами да понесут, и составляемое для меня огорчение да покроет всецело производителей оного. И сам диавол, имеющий вокруг себя злые полчища бесов, есть также глава злобы их.

Еп. Ириней (Орда)

Глава окружения их, труд устен их покрыет я

Псалмопевец уверен, что бедствия, которые они придумали ему, обратятся на них самих, их постигнет страшное наказание. С евр. можно передать: «да покроет головы окружающих меня суета (зло) собственных уст их», т.е. между тем как Бог покрывает мою голову, пусть на головы моих притеснителей приидет все зло, которое они своими клеветами старались причинить мне.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Глава окружения их, труд устен их покрыет я

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Псалом 139-й изображает врагов Давида, которые не явно нападали на св. пророка, но тайно злоумышляли на него, они мыслили неправду в сердце; ст. 2, придумывали, как бы запять стопы Давида, скрывали сеть и преткновение на пути его, 5, 6. Описывая их, псалмопевец в полном уповании молится, чтобы Господь не оставил его и не предал в руки грешников. В сем-то состоянии духа он вопиет ко Господу: не остави мене, да не когда вознесутся! Глава окружения их. Очень немудрено, что правильнее соединить сии две мысли: да не когда вознесутся главою окружения их; сим способом изречение делается очень понятным; окружение, по выражению подлинника, выражает изгибы змия, подползающего к человеку, чтобы ужалить его. Есть также кругообразные полеты у хищных птиц, когда они видят добычу и кружатся над нею, как бы высматривая минуту, в которую удобнее можно уловить ее; или, может быть, это выражение взято от одного, огромной величины змия; говорят, что он, вися на высоком дереве, когда видит животное, бросается на него, обвивается около него всем своим телом, силою мышц своих сокрушает его кости и потом уже поглощает его; так понимает сие выражение Иероним (Иерон.Т.VII,501).

Следственно, в сем слове св. Давид совместил те черты, рассеянные по всему псалму, и одним словом выразил хитрые приемы врагов, которые старались тайно уловить его.

Глава окружения означает человека, который беспрестанно обдумывает в душе своей, как бы уловить ближнего в сети свои. Премудрый, изображая такого человека, говорит: многажды возлукавнует на тя, и обхождением многим озлобит сердце твое (Еккл. 7:23). Как же означить этот путь обхождения? Двоякое направление имеет сие хитрое окружение или обхождение. Иногда оно происходит от плотских пристрастий или корыстных видов; тогда начинают с лести, нежат воображение человека, которого окружают; разжигают честолюбие суетными похвалами; выведывают нужды и удовлетворяют его корыстным исканиям; узнают тайные чувства, приобретают откровенность и доверенность и, опутав его со всех сторон, влекут в свои сети или для того, чтобы воспользоваться его достоянием, или для того, чтобы удовлетворить своему пристрастию. На последний случай указывает Премудрый, когда говорит: спешит яко птица в сеть, не ведый, яко на душу свою течет (Притч. 7:23).

Иногда началом сего окружения служат зависть и нерасположение; тогда действуют другим образом: в одном месте отвечают молчанием на доброе о тебе мнение, в другом молчат, когда бесчестят тебя; иногда порицают, а между тем в лицо осыпают тебя льстивыми приветами, развлекают знаками любви, уверениями в дружбе, обещаниями, и все это для того, чтобы в твоем унижении открыть себе путь к своему возвышению или тщеславию. Сие последнее действие изображает писатель книги Премудрости Сирах следующими словами: пред очима твоима усладит уста своя и словесем твоим подивится, последи же развратит уста своя, и в словесех твоих даст соблазн (Сир. 27:25, 26); то есть будут изливать сладкую лесть из уст пред лицом твоим, будут удивляться и хвалить не только слова, но и все твои действия, а в отсутствии твоем, говоря о тебе, развратят уста своя, то есть дадут превратное направление словам твоим и будут говорить совсем не то о тебе, что говорили в глаза; самые же твои слова, которые хвалили пред тобою и которым удивлялись, сделают для тебя соблазном, то есть обратят к унижению и бесчестию твоему.

От сих-то людей просит у Господа защиты св. пророк, когда говорит: да не возвысят они своей главы окружения, то есть он молит, чтобы они не имели успеха в своих замыслах, чтобы не торжествовали, уловив невинного в свои сети. И поелику сии окружения, то есть, лукавые намерения, по большей части приводят в исполнение посредством слова, посему пророк непосредственно за молитвою, в которой просит, чтобы хитрости врагов его остались тщетным и, говорит: труд устен их покрыет их.

Труд означает болезнь. Давид желает, чтобы болезнь устен их обратилась им же во вред. И как болезнь устен есть лесть, ложь, злословие и клевета, следственно, пророк просит, чтобы зло, которое они хотели причинить ближнему лестью, ложью, злословием, клеветою, пало на них самих.

В самом деле, по большей части так это и бывает, так устроено правосудным Промыслом. Не до конца страдает невинный, очерненный клеветою и злословием врагов своих; Бог попускает ему на время испытать недоверчивость, удаление людей, иногда и презрение, иногда даже преследование, но истина в свое время откроется, и тогда зло, которое льстивый и клеветливый человек уготовлял своему ближнему, падает на него самого и, как выражается св. пророк, покрывает его. В сем выражении есть особенная сила. Праведнику оставлена надежда восстать из-под ига бесчестия, которому подвергла его клевета, а злоречивый и клеветник навсегда подвергаются презрению. Иже уготовляет на лице своему другу мрежу, облагает ю на свои ноги (Притч. 29:5). Остановите ваше внимание на сем изречении Премудрого, вы увидите, что клевещущий своего ближнего гораздо более делает зла себе, нежели тому, кого хочет очернить клеветою. Положите сеть на лицо, она произведет одну невыгоду: даст вам неприятный вид, заставит обратить взоры ближнего; может быть, некоторые посмеются над вами, но ежели лицо чисто, то внимательные и чрез мрежу увидят чистоту его. И кто же не поймет, что мрежа не на своем месте? Так и клевета; она не может совершенно омрачить правоты невинного человека; пристрастные и благоразумные люди и чрез сеть клеветы увидят чистоту души его. Смотря на его жизнь, хотя очерненную клеветою, они легко могут догадаться, что пороки, ему приписываемые, совсем не принадлежат ему. Наконец, вы скоро можете снять мрежу с лица, и неприятное впечатление уничтожится. Напротив, опутайте тенетами ноги, тогда они запнутся, и ежели не упадете, то, по крайней мере, сделаетесь неспособными идти далеко. Так невинный и под мрежею клеветы, под сумраком злословия, спокойно будет продолжать путь свой и достигнет своей цели; а клеветник останется на пути и вместо счастья, к которому хотел проложить дорогу клеветою, впадет в ров бесчестия, изрытый им для его ближнего. По слову Премудрого: Ископоваяй ров, впадет в онь, и распростираяй сеть, увязнет в ней (Сир. 27:29).

По большей части, мы, в настоящем мире, окружаем друг друга, то есть люди хитрят друг перед другом, желая один другого сделать средством к достижению своих корыстных видов. Тогда над нами сбывается, в некотором отношении, слово апостола: прельщающе и прельщаемы (2 Тим. 3:13), то есть когда мы лестию хотим уловить другого, тогда сами уловляемся ею. Напрасно это делаем; лучше уповать на Бога, нежели на собственную хитрость. Вообще, чтобы не попасть в сеть окружений человеческих, не нужно много искать у людей, а чтобы ограничить сии искания, не надо желать лишнего. Делай свое дело честно, тщательно и неусыпно, делай так, чтобы угодить Промыслу, который назначает нам различные делания; тогда на ниве твоего служения обретешь благословение Божие и без суетных исканий, спокойно пройдешь поприще настоящей жизни только с тою выгодою, что будешь чист от греха - лести и лукавства - и свободен от окружения льстивых и лукавых людей. Может быть, меньше будешь иметь тех видимых благ, которыми украшается настоящая жизнь, зато сохранишь чистоту сердца, спокойно умрешь и будешь иметь дерзновение на последнем суде Божием. Аминь.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 10–12 Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я во страстех и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление

Под именем главы окружения некоторые из толковников, в том числе и Ириней Псковский, разумеют Саула, как главу враждебного Давиду ополчения [8, с. 389]. Но такое понимание было бы односторонне, как обнимающее только первую половину жизни царя Давида, до его воцарения, и опускающее из вида все время его царствования, когда число врагов его было не меньшее, чем и в то (Саулово) царствование.

И потому под главою окружения лучше понимать главу враждебного сообщества (caput circuitus, oppugnationis), кто бы он ни был, и все слова 10-го стиха читать, как одно предложение, в котором подлежащее – глава окружения, сказуемое – покрыет я, а труд устен их – второе подлежащее, служащее дополнением или пояснением к первому – глава, или как дополнение к сказуемому, каковое чтение не будет в противоречии с чтением по переводу с еврейского: «яд окружающих меня, зараза уст их да обратится на них». «Окружением, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк называет здесь собрание, синедрион, нечестивое общество, развратные советы. Смысл слов его следующий: самые советы нечестивые, самая совокупность коварных и развратных намерений пусть сокрушит и погубит их.

Труд устен их. Трудом он называет здесь коварство, оно обращается в погибель тому, кто предается ему». Такую же и еще большую угрозу предсказывает пророк тем, которые, работая злым языком, извергали из уст своих насмешки, клеветы и ругательства: падут, – говорит, – на них углия огненная, низложиши я во страстех, т.е. Ты, Господи, подвергнешь их страданиям (vula in miseriis); они падут в пропасти, чтобы не восстали (и не постоят); что и случилось с Саулом, с Авессаломом и другими. Муж язычен – то же, что человек злоязычный, болтливый (linguosus) – не исправится (в еврейском «не утвердится») на земли, – т.е. не заслужит доброго мнения и расположения у людей и не будет благоуспешен в делах своих на земле.

Мужа неправедна (в еврейском «притеснителя») злая уловят во истление, т.е. все неправды и злоба, какую он соделал, увлекут его в погибель. Св. Иоанн Златоуст подтверждает это примерами: «Братья Иосифа, хотевшие сделать его рабом и погубить, сами подверглись, как того заслуживали, рабству и смерти, Авессалом, по своему неограниченному честолюбию, хотевший погубить отца, сам уловлен оным» [7, с. 1096].

Объяснение священной книги псалмов.