Толкования на Пс. 141:6

Свт. Афанасий Великий

Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых

Воззвах к Тебе, Господи. Ибо в Нем одном полагает надежду спасения.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых

Что же он? Среди таких бедствий и затруднений отчаялся ли в спасении? Нет. Он тотчас прибегает к Богу и говорит: «я воззвал к Тебе, Господи, сказал: Ты – упование мое, Ты – часть моя на земле живых»). Видишь ли бодрость души? Бедствия не пода­вили его, но еще более окрылили; и находясь в трудных обстоятельствах, он нашел непобедимую десницу, всемогу­щую силу и облегчение затруднений. «Сказал: Ты – упование мое». Все человеческое, говорит, оказывается тщетным, буря так превышает всякую помощь, что никаким искусством невоз­можно избежать кораблекрушения; но, хотя нет никакой на­дежды на людей и все мы в отчаянном положении, для Тебя легко все, и потому мы не ослабеваем в надежде на Тебя. «Ты – часть моя на земле живых», т.е. Сам Ты – мой жребий, мое сокровище, мое богатство, мое все. «На земле живых». «Зем­лею живых» он называет здесь свое отечество; напротив плен вавилонский он часто называет адом и смертью. Так как на земле чужой не совершалось обычного богослужения, а здесь исполнялись священнодействия, то он говорит: «часть моя на земле живых». Ты всегда, говорит, присущ мне, усвоил меня Себе на земле живых, и велика была моя близость к Тебе.

Беседы на псалмы. На псалом 141.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых

Единственное надежное прибежище в скорбях – Господь Бог.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 6-7 Воззвах к тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене

«Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое». Посему, умоляю Тебя, на Котораго возложил я надежду мою.

«Часть моя еси на земли живых». «Вонми молению моему, яко смирихся зело». Божественный Давид многократно называл Бога «частию своею», и теперь делает тоже самое. Не имею, говорит, никакой другой помощи; Ты у меня – один Помощник, о том умоляю, чтобы от Тебя получить мне жизнь. «Смирением» же называет здесь бедствия. Сие выразил и Симмах: выслушай вещания мои, потому что крайне я изнемог.

«Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене». Враги стали сильнее меня; но при Твоей помощи избегну их рук.

Евфимий Зигабен

Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты ecи упование мое, часть моя ecи на земли живых

Находясь, продолжает, в таком затворе и отчаянии, я мысленно воззвал к Тебе, Господи, сердцем моим (ибо в присутствий Саула я не мог воззвать к Тебе чувственно); и я сказал: Ты один вся моя надежда; и доколе нахожусь на земле живых, то есть доколе я жив и нахожусь с живыми людьми, я только Тебя имею частью и богатством и сокровищем, и другого земного наследства не имею никакого. Или Ты мое наследство и богатство на небеси: так как небо есть земля праведных, всегда живых и никогда не умирающих.

Слова Феодорита: Часто божественный Давид называет своею частью Бога, и теперь то же самое сделал: ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни.

Лопухин А.П.

Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых

См. Толкование на Пс. 141:3

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–7 Воззвах к тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене

Выражение: Воззвах к Тебе, – здесь не имеет значения громогласного воззвания, а употреблено в смысле глубоко сердечного устремления мысли и сердца к Богу вездесущему с мольбою о помощи и потому добавлено словом: рех.

Что же именно, застигнутый в мрачной пещере и окруженный преследующими его врагами, сказал тогда из глубины души пророк Давид? Он сказал: Ты еси, Господи, упование мое, часть моя еси на земли живых. То есть, он как бы так сказал: Никого нет у меня из близких и знакомых живущих на земле людей, кто мог бы помочь мне и защитить от враждующих против меня. Ты един, Господи, на кого я возлагаю все упование мое! Все, что может быть дорогого для меня на земле живых людей, – все это заключается в Тебе едином, Ты один – часть моя.

«Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты – прибежище мое и часть моя на земле живых» (пер. с евр,). По изъяснению блж. Феодорита, «часто божественный Давид называет своею частию Бога, и теперь то же самое сделал, ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни» [7, с. 1107]. Выразив такую беспомощность свою, далее опять просит внять его молитве, причем указывает на свои злострадания.

Вонми, говорит, молению моему, яко смирихся зело. Смирихся – от слова «смиритися» (affigi, «быть унижену, угнетену») – значит: «я изнурен». Так читается это и по переводу с еврейского: «Внемли воплю моему, ибо я весьма изнурен». «Смирением здесь называет бедствия», – говорит блж. Феодорит [6, с. 663].

А словом зело, по словам св. Иоанна Златоуста, пророк означает не жалобу на события, но скорбь и изнурение страждущего. Тут же указывает и другую причину, побуждающую его к молению об избавлении от гонителей, – в том, что они усилились (укрепишася паче мене), заключив его в пещере, которую окружили войском.

Объяснение священной книги псалмов.