Толкования на Пс. 143:9

Свт. Афанасий Великий

Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе

Боже, песнь нову воспою Тебе, очевидно, песнь евангельскую. Слово же это от лица самого Давида. Во псалтири десятоструннем пою Тебе. Псалтирь десятиструнная есть тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, потому что каждым чувством обнаруживается особенная деятельность.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе

Ка­кая здесь опять связь речи? Весьма близкая. Сказав: «простри руку Твою…, изми меня, и рассеешь их«, пророк обещает и с своей стороны принести воздаяние Богу за помощь, воздаяние, которое не прибавляет ничего Тому, Кому приносится, а приносящему доставляет пользу Какое же это воздаяние? «Новую песнь воспою Тебе». Хотя оно мало в сравнении с величием благодеяния, но он приносит то, что имеет. Так и мы от бед­ных и ничего не имеющих не требуем ничего, кроме благо­дарности и признательности. Впрочем, мы оказываем помощь для того, чтобы более прославиться; а Бог – не потому, чтобы имел нужду, но чтобы прославить самих воспевающих Его, и тем оказать им новое благодеяние. «На псалтири десятиструнной пою Тебе», т.е. буду благодарить Тебя. В то время были музыкальные орудия, на которых воссылали Богу хвалебные песни; а теперь, вместо орудий, можно употреблять телес­ные члены. Мы можем петь не только языком, но и гла­зами, и руками, и ногами, и слухом. Если каждый из этих членов делает то, что приносит Богу славу и хвалу, если, например, глаз не смотрит бесстыдно, если руки не прости­раются на хищение, а на подаяние милостыни, если слух открыт для слушания псалмов и духовных песнопений, если ноги стре­мятся в церковь, если сердце не строит козни, а наполнено любовью, то члены тела делаются псалтирью и гуслями и воспе­вают новую песнь не словами, а делами.

Беседы на псалмы. На псалом 143.

Прп. Максим Исповедник

Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе

Во псалтири десятоструннем пою Тебе.

Пять пар сочетаний, говорил он, постигаемых в отношении к душе, сосредотачиваются в одном сочетании, обозначающем Бога. Эти сочетания суть: ум и разум, мудрость и рассудительность, созерцание и делание, ведение и добродетель, незабывающее ведение и вера. Сочетание же, обозначающее Бога, есть Истина и Благо. С помощью пяти пар сочетаний душа продвигается вперед [по пути духовного совершенствования] и соединяется с Богом всяческих, подражая неизменности и благотворительности Его сущности и энергии своим непреложным, незыблемым и добровольным навыком в добре.

И если представить небольшое, но полезное изображение этих сочетаний, то таковым будет божественная десятерица струн духовной псалтири в душе. Она, обладая еще и разумом, который вторит духу с помощью другой блаженной десятерицы заповедей, создает духовным образом совершенные, гармоничные и слаженные звуки, воспевая ими Бога. И это для того, чтобы знать мне, каково значение десятерицы воспевающей и Десятерицы воспеваемой, а также чтобы знать, как десятерица. соединяемая и сочетаемая таинственным образом с другой десятерицей, возводит Иисуса — Бога и Спасителя моего, заполняемого мной, спасаемым, — к Себе Самому, Приснообильному и никогда не могущему выйти из Себя. И еще чтобы знать, как она восстанавливает чудесным образом и меня в самом себе и в Боге, от Которого я получил и имею бытие и к Которому я стремлюсь издали, добиваясь получить еще и благобытие.

Мистагогия.

Блж. Феодорит Кирский

Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе

Не буду непризнательным, но улучив спасение, с обычными для сего орудиями, воспою благодарственную песнь.

Евфимий Зигабен

Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе

Боже! песнь нову воспою Тебе.

Я, прибавляет, воспою Тебе, Господи, песнь и хвалу новую и благодарную; потому что, как царь от нищего, которому благодетельствует, ничего другого не ищет, кроме благодарности и доброго слова: так и Бог ничего другого не требует от человека нищего и незначительного по природе за оказываемые ему многие и великие благодеяния свои, кроме благодарения и славословия. Впрочем, царь требует признательности и похвалы от нищего и сею похвалою его получает большую знаменитость; а Бог требует от человека благодарности и прославления, чтобы сделать его самого более знаменитым и оказать ему новые благодеяния свои.

По словам Афанасия и Eвceвия, новою песнью означается новый, или евангельский завет; ибо словами нового уничтожил, говорит, древний, как сделавшийся ветхим.

Во псалтири десятоструннем пою Тебе.

В древности подзаконной псалмы петы были при употреблении десятиструнной псалтири, а ныне в новой евангельской благодати десятиструнную псалтирь составляет человек из самого себя, как имеющий пять чувств телесных и пять сил душевных. Итак, когда глаз смотрит верно, правильно и беспристрастно, слух устремляется к духовным словам, словом каждое телесное чувство и каждая душевная сила производит свои действия бесстрастно, чисто и богоугодно. Тогда, по словам Златоуста, человек поет, благодарит и приносит Богу славословие, как бы бряцая на десяти струнах.

Другой говорит: Христос составил великую псалтирь по всей вселенной из народа составляющего Церковь Его: она т. е. десятиструнная псалтирь, т. е. совершенная, посредством которой бряцает своему Отцу новую песнь.

Еп. Ириней (Орда)

Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе

Получивши помощь, псалмопевец в новой песне будет прославлять Господа, как Спасителя царей, как Защитника Давидова.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 9–11 Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе: дающему спасение царем, избавляющему Давида раба Своего от меча люта. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды

После того, как Давид пророк в предыдущих стихах достаточно воспел благодарность свою Богу за помощь, оказанную ему в победах и поражениях врагов, и, быв уверен в том, что Господь Бог и в будущем не оставит его Своею помощию, он выражает намерение составить и воспеть еще песнь во славу Божию: Боже! песнь нову воспою Тебе. И ранее того было составлено им немало песней в благодарность Богу, а вот ныне, говорит, я воспою новую песнь для того, чтобы на десятиструнной псалтири торжественно прославить Бога за то, что Он дает спасение царям и в особенности за то, что избавил Давида раба Своего от меча люта, которым хотел убить его филистимлянин Голиаф.

О десятиструнной псалтири и других музыкальных инструментах, употреблявшихся при богослужении во времена Давида и после него, достаточно сказано при объяснении псалмов 32 (ст. 2) и 91 (ст. 4). Упоминая о спасении царей, пророк разумеет, во-первых, себя, а затем и будущих преемников своих, которые, вступая на царство, принимали власть и помазание от Самого Бога, почему и назывались рабами Божиими. Далее, в стихе 11, пророк повторяет те же слова молитвы об избавлении от врагов, какими молился в стихах 7-8, и повторяет, конечно, для того, чтобы усилить свою молитву. «Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи» (пер. с евр.).

По объяснению блж. Феодорита, «не напрасно сие повторение: имея говорить о благоденствии их, он порицает их в лукавстве, чтобы приклонить Бога на помощь. Те, говорит, которые столько злословят Тебя и живут в неправде и лукавстве, плывут при благоприятных ветрах и, получая от Тебя изобилие благ, обращают благополучие свое в средство к неправде» [7, с и 20].

Объяснение священной книги псалмов.