Толкования на Пс. 143:15

Свт. Афанасий Великий

Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их

Кто судит неправо и столько важным представляет себе плотское, тот почитает блаженным наслаждаться этим много. Но блаженно не этим наслаждаться, а призывать Господа Бога своего.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их

Видишь ли добродетель этого мужа? Указав на богатство всякого рода, изобразив его словом, присовокупив мнение о нем других людей, сам он не испытывает ничего человеческого и не считает завидными тех, которые обладают таким богатством, но, презирая все это, ублажает истинное сокровище. Другие, говорит, считают бла­женными людей, имеющих это; а я ублажаю людей, «у которого Господь – Бог его», полагая в этом одном все их довольство, благосостояние, богатство. Те блага проходят и исчезают; а это блаженство остается постоянно, и вместо овец, детей, волов, оград и виноградников, ублажение Бога будет и богатством и безопасностью и непреоборимою стеною. Итак, слыша это, не смущайтесь ничем подобным, но презирая тени, держитесь истины, потому что пророк выше сказал, что «человек подобен суете: дни его, как тень, проходят«. Поэтому, если ты уви­дишь людей, которые живут в таком изобилии, но ведут жизнь порочную, то, хотя бы вся вселенная считала их бла­женными, ты считай их жалкими и несчастными; а людей, преданных Богу, признавай достойными подражания и блаженными.

Беседы на псалмы. На псалом 143.

Блж. Феодорит Кирский

Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их

Не посвященные в истину не умеют различать свойства вещей, благополучие поставляют они в забавах, богатстве, могуществе, и кто пользуется сим, тех называют достойными зависти и блаженными. Но таинники добродетели, причастившись божественной премудрости, ублажают народ под Твоим состоящий промышлением, и Твое о них попечение предпочитают всей жизни. И таковым блаженствам научил нас Господь, говоря: «блажени нищии духом: блажени алчущии и жаждущии правды: блажени плачущии: блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие небесное» (Мф.5:3–10). А предпочитающие удовольствие жизни, воспользовавшись им малое время, в кратковременном наслаждении пожинают для себя долговременное мучение.

Евфимий Зигабен

Ублажиша люди, имже сия суть. Блажени людие, имже Господь Бог их

Многие, заключает, из простых и неразумных людей называют блаженным и счастливым тот народ, у которого находятся выше упомянутые телесные блага, составляющие благоденствие их. За сим, исправляя столь погрешительное суждение многих и безрассудных людей, Давид присовокупляет и то, каков правильный суд, и какой народ по истине должно называть блаженным: тот, говорит, народ блажен и счастлив, у которого Господь Бог составляет участок и богатство и наследство, или тот, над которым имеет власть и господствует Бог, не просто потому, что он есть творение Его, но потому что он добровольно служит Ему и хранит заповеди Его; ибо это составляет истинное блаженство, то есть, когда кто хранит и исполняет заповеди Божии, и это есть благо постоянное и вечное.

Слова Евсения: В высшем значения указывает здесь на два народа—на народ из обрезанных и народ Христов, коего (последнего) Господь Бог Слово есть Бог, согласно с сказанным: люди, которых Я не знал сделались рабами мне, сыны чужые обветшали, Феодорита: Не научившиеся истине не умеют различать вещей по свойству их, но поставляюсь благополучие в роскоши, богатстве и владычестве, и кто достиг оных, участь того называет завидною и делающею его счастливым. А научившиеся добродетели и участники Божественной премудрости называют блаженным тот народ, который пользуется Твоим промышлением и Твое попечение предпочитают всему житейскому. Такие блаженства открыл нам и Господь: блаженны, говорит, нищие духом, блаженны алчущие и жаждущие правды и блаженны плачущие; ибо их есть царство небесное. А возлюбившие житейские сласти, насладившись ими на краткое время, когда настанет жатва, за кратковременное удовольствие получают продолжительную (вечную) болезнь.

Лопухин А.П.

Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их

См. Толкование на Пс. 143:12

Прот. Григорий Разумовский

Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их

В сем последнем стихе кратко выражен взгляд на судьбу тех людей, которых современники пророка Давида считали блаженными, счастливыми (ублажиша). О них, об этих ублажаемых людях, пророк говорит, что они уподобились суете (ст. 4), говорят только суетное и живут неправдою (ст. 11) и, несмотря на то, пользуются внешним благополучием домашним и семейным, и как бы за все это ублажиша их люди, т. е. признали их блаженными, счастливыми, сказали о них (пер. с евр.): «Блажен народ, у которого это есть», т.е. у которого имеются и сыновья здоровые и цветущие, как деревья в саду, и дочери искусно украшенные, как статуи в идольских храмах, у которого и житницы наполнены всякого рода хлебными зернами, и многочисленные стада овец, и множество жирных и тучных волов, у которого и ограды для всего этого имущества крепки, и не слышно никакого шума и плачевного вопля в их улицах и задворках (в стогнах их). И по причине такого внешнего благосостояния «ублажаются людие», как дополнено на полях «Учебной Псалтири» издания 1897 г. Но в этом ли состоит истинное блаженство? Пророк говорит, что истинно блаженны те люди, которые веруют в Господа Бога, любят Его, исполняют Его заповеди, на Него единого надеются: блажени людие имже Господь Бог их. О том, какие люди блаженны, учил Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 5:3–12). И никто из людей не мог преподать людям высшего и более совершенного учения о блаженстве.

Объяснение священной книги псалмов.