Толкования на Пс. 144:1

Свт. Афанасий Великий

Хвала Давиду

Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой. Возносит на высоту не потому, что не был на высоте, но чтобы другим показать, что Он на высоте. Таково сказанное: Отче, прослави имя Твое на земле (Ин. 12:28). Ибо просит не о том, чтобы даровал славу, какой не имел, но чтобы показал ту славу, какую имел, что и выражает сказанным: прослави Мя славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин. 17:5).

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Хвала Давиду

Когда же пишется просто: «хвала», тогда понятие сие содержит в себе некое свидетельство о восписующем хвалы Богу; потому что не иному кому принадлежит хвалить Бога, а только, как сказано: «хвала Давиду»; из чего можно дознать, что если и мы соделаемся подобными ему, то получим тогда дерзновение хвалить Бога.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Вознесу тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя твое в век и в век века

«И благословлю имя твое в век и в век века». Видишь ли, как про­рок открывает несколько и будущую жизнь? А благословение он разумеет не только совершаемое словами, но и делами. Так Бог и превозносится, и благословляется. Так и в мо­литве нам заповедано говорить: «да святится, т.е. да прослав­ляется имя Твое« (Мф. 6:9).

Беседы на псалмы. На псалом 144.

Блж. Феодорит Кирский

Хвала Давиду

Надписание сие дает видеть цель псалма; потому что в нем памятующим Божие могущество, и величие, и царство, и велелепие, предлагается совет песнословить Бога всяческих. Благодать Духа сложила и другие подобные псалмы, возбуждая народ Божий к признательности. Настоящий же псалом содержит в себе и пророчество о призвании и Богопознании язычников: а расположена песнь сия по порядку букв, и повторениями выражает сильную любовь Пророка.

Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века

Бог по естеству превознесен, и высота в Нем не есть что-либо привзошедшее; питомцы же благочестия проповедуют оную, и научают неведущих. Подобно сему сказанное Христом в евангелии: Отче, «прославих» имя Твое «на земли» (Ин. 17:4). И чрез несколько слов показывает Господь, что не ту славу дал Отцу, который прежде не имел Он, но открыл ту славу, которую имел. Ибо сказал: «явих имя Твое человеком» (Ин. 17:6). Так и Отец не ту славу дал Сыну, которой прежде Сын не имел, но ту показал неведущим славу, которую имел. Ибо говорит: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Ин. 17:5). Посему не то принял, чего не имел, но что имел, то явным стало и для незнавших. И здесь Пророк обещает не высоким соделать Бога, но сколько можно показать высоту Его людям; и Бога всех именует Своим Богом и царем, подвигнутый к сему горячностию любви.

Евфимий Зигабен

Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое во век и в век века

Я, начинает, буду превозносить Тебя, Царь мой и Бог мой, имея о Тебе высокие богословские мысли и открывая их тем, которые не знают высоты Божества Твоего. Я буду славить имя Твое как в настоящем веке, так и в будущем. Ибо неприлично разумному человеку, тогда как неразумная тварь всегда воссылает славу Творцу своему посредством удивительного своего устройства: ибо небеса, говорит, возвещают славу Божию (Пс. 18:1),—представляться в сем отношении ниже бессловесной твари и не прославлять постоянно Творца Бога своего посредством благословения и добрых дел. Потому-то и Господь сказал: так да светит свет ваш пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного (Мф. 5:16). Ибо мы должники Божии по многим причинам: потому что Он сотворил нас, приведя из небытия в бытие, сотворил нас по образу своему и по подобию; произведши таковыми, Он нас хранит и промышляет о спасении нашем, и вообще и в частности, и тайно и явно и тогда как знаем и тогда как не знаем того. Что же сказать о тех творениях, которые Он сотворил для нас и о служении их нам? Что сказать о составе тела нашего, об отличных свойствах души нашей, о разумении, о дарованном Им нам естественном и писанном законе? И, говоря о главном благе, что сказать о вочеловечении, о страданиях и о крестной смерти, что все принято Им ради нас? Итак, за все сиe и за бесчисленные другие блага мы должники, как говорит божественный Златоуст, пред Богом.

Слова Феодорита: Сие объясняется из подобных слов евангельских: прославь меня, Отче, славою, которую Я имел прежде бытия мира: ибо конечно Отец не ту славу дал Сыну, которой Он не имел прежде, но которую имел, ту открыл и незнавшим ее возвестил. Так теперь пророк не возвысить Бога обещается, но показать, сколько то возможно, высоту Его людям; а Бога и царя всех называет своим, побуждаясь к сему любовью к Нему. Златословесного: Так и ты, когда говоришь, вознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, покажи великую близость к Нему, чтоб и о тебе мог сказать Бог, как и о Аврааме говорил: Аз есмь Бог Авраамов; потому что когда ты говоришь: Бог мой и Царь мой, и не только говоришь, и любовь такую покажешь к Нему; то и Он скажет то же самое и о тебе: раб мой и слуга мой, что сказано о Моисее. А возносит Бога тот, кто, по возможности своей, и мыслит и говорит о Нем высоко; кто правильно и истинно богословствует; кто великие вещи о Нем излагает; кто убегает всякого злого царства, —тот состоит под царством Божиим. Посему он правильно называет Бога всяческих своим царем, как не состоящий под царством греха.

Еп. Ириней (Орда)

Вознесу тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века

Это единственный псалом, надписанный в евр. тексте – хвалебная песнь. Написал его Давид в позднейшее время своей жизни, дав ему форму так называемых алфавитных псалмов. Нельзя указать определенного исторического повода к написанию его. С воодушевлением взирая на величие Божие в Его откровении, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять имя Божие, т.е. открывающегося в своих делах Бога.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Согласно надписаний еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Время и повод его написания неизвестны. Можно только догадываться на основании благодарственно-хвалебного его содержания, что он написан по поводу вообще великих милостей, оказанных ему за время его жизни.

Псалом алфавитный, не хватает только одного стиха, или вернее одного двустишия (пропущена буква «нун»), которое восполнено в Вульгате и у 70-ти в дополнении к 13 ст.

Вознесу тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя твое в век и в век века

Буду восхвалять и превозносить имя Господа всякий день за Его величие, дела и могущество

«Благословлять имя Твое во веки и веки» - всегда, вечно. Давид восхвалял Господа во все продолжение своей жизни, а его псалмы, ставшие достоянием церкви, непрестанно раздаются в ней и ныне, и будут слышаться во все время, доколе существует церковь, т. е. вечно.

Прот. Григорий Разумовский

Псалом-хвала Давиду

Псалом сей так же, как и псалом 138, представляет собою общий хвалебно-благодарственный гимн благочестивого раба Иеговы своему Господу, как премудрому и всеблагому Творцу и Промыслителю вселенной и преимущественному Защитнику и Покровителю народа Своего, Израиля. Церковь христианская, в лице своих представителей, св. отцев и учителей, всегда признавала составителем сего псалма царя и пророка Давида, именем которого он и надписывается: Хвала Давиду, т.е. похвальная песнь, составленная Давидом. Начинается он теми же словами, какими и 29-й, и первоначально написан в порядке еврейского алфавита.

Ст. 1–2 Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века

Находясь под наитием поэтического и вместе пророческого вдохновения, царь и пророк Давид усмотрел, что современники его, люди преданные суете и греху, недостаточно славят и благословляют имя Божие. Он желает, чтобы имя Бога и Царя всего мира, от Которого и сам он получил, вместе с помазанием, царскую власть и достоинство, – чтобы имя сего Царя поставлено было у людей на возможно большей высоте, и потому псаломски возглашает: вознесу Тя, Боже мой, или же, как читаем по переводу с еврейского: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки». Если «небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2), то тем более мы, существа, одаренные от Бога словом и разумом, должны прославлять и благословлять имя Его во веки веков, т.е. в бесконечные веки. Вот что говорит на сие блж. Феодорит. «сие объясняется из подобных слов евангельских: «Прославь меня, Отче, славою, которую Я имел прежде бытия мира»: ибо, конечно, Отец не ту славу дал Сыну, Которой Он не имел прежде, но которую имел, ту открыл – и незнавшим ее возвестил. Так, теперь пророк не возвысить Бога обещается, но показать, сколько то возможно, высоту Его людям, а Бога и Царя всех называет своим, побуждаясь к сему любовию к Нему» [7, с. 1123]. А св. Иоанн Златоуст о сем же говорит следующее: «Так и ты, когда говоришь: вознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, покажи великую близость к Нему, чтоб и о тебе мог сказать Бог, как и о Аврааме говорил: «Аз есмь Бог Авраамов» (Исх.3:13); потому что когда ты говоришь: Бог мой и Царь мой, и не только говоришь, но и любовь такую покажешь к Нему, то и Он скажет то же самое и о тебе: раб Мой и слуга Мой, что сказано о Моисее. А возносит Бога тот, кто, по возможности своей, и мыслит, и говорит о нем высоко, кто правильно и истинно богословствует» [7, с, 1123]. В первых двух стихах пророк как бы одного себя возбуждает к ежедневному прославлению (на всяк день благословлю Тя), но в дальнейших изречениях, говоря о всесовершеннейших свойствах Божественного существа, он призывает все народы восхвалить эти неизреченные свойства существа Божия. «Ибо постыдно было бы, – говорит св. Иоанн Златоуст, – разумному и поставленному выше всего видимого существа, каков человек, приносить дар хвалы менее всей твари; она каждый день и час воссылает славословие Владыке, ибо небеса, говорит, поведают славу Божию, и день, и ночь возвещает познание, а равно и солнце, и месяц, и разнообразный лик звезд, и благочиние прочих; а тот, кто свойствами своими превосходит всех их, того не делает, но еще, напротив того, такую ведет жизнь, которая бывает причиною злословия против Творца его: какого же прощения такой достоин?» [7, с. 1124].

Объяснение священной книги псалмов.