Толкования на Пс. 144:15

Свт. Иоанн Златоуст

Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении

Видишь ли, как он показал, что «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его»? Как в Евангелии сказано: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), так и здесь он выражает тоже словами: «и Ты даешь им пищу благовременно». Действительно, не дожди, земля и воздух, но повеление Божие всегда произрещает плоды.

Слово: «благовременно» означает, что все распределено по временам и производится в разные сроки. И это много дока­зывает премудрость Его, что Он производит не все вместе и вдруг, но разделяет пищу по временам целого года, так, чтобы и земледелец имел отдых, и произведения земли не портились. Итак, слово: «благовременно» означает или то, что мы сказали выше, т.е., что все распределено по временам, или то, что Бог дает пищу нуждающимся и имеющим недоста­ток. Но, скажешь, как он говорит: «очи всех на Тебя уповают», когда есть много людей, живущих в нечестии, которые утверж­дают, что все существует само по себе? Он говорит здесь о сущности дела, подобно тому, как и в другом месте гово­рит: «и птенцам ворона, призывающим Его», хотя эти птенцы – животные бессловесные (Пс.146:9); и еще: «молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе», хотя и эти также бессловесны и сами просить не могут (Пс.103:21). Здесь он го­ворит о сущности дела; так надобно сказать, имея в виду не желание их, а сущность дела.

Беседы на псалмы. На псалом 144.

Блж. Феодорит Кирский

«Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении». Пророк сказал здесь: «уповают», не сердечное означая расположение, потому что живущие злочестиво не имеют сего упования, и роды безсловесных лишены разумнаго чувства. Напротив того дает знать, что каждая тварь получает от Него, что собственно ей благопотребно. Потом показывает и удобство даяния.

Евфимий Зигабен

Ст. 15-16 Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении (в свое время). Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения (тем, что ему благоугодно).

Сии слова имеют сходство с словами 103го псалма: все от Тебя ожидают, чтобы Ты дал пищу им во благое время; также: когда отворишь Ты руку, все исполнится благости; почему можешь найти изъяснение их там. Итак, что там назвал благостью, то здесь именует благоволением. Видишь ли, возлюбленный брат, как божественный Давид показал, что Господь милостив ко всему и щедроты Его на всех делах Его, и что пищу животным доставляет не земля и не дождь, или солнце, или воздух, но повеление Господне? А отверзание руки Божией означает, по словам Феодорита, легкость подаяния.

Феодорита: Глагол «уповают» здесь поместил не для означения расположенности; потому что живущие в нечестии не имеют такового упования, и бессловесные животные также не имеют разумного чувства: но сим научает тому, что каждое животное получает от Него соответственное нужде удовлетворение. Златоуст: Не то говорит, что они ищут, но говорит то, что бывает по природе на деле, ибо сиe слово должно относить не к произволению их, но к свойству того, что случается: потому что глаза всех и разумных и неразумных животных смотрят вверх к Нему по естественному некоторому и не зависящему от наставления побуждению взирающих к Нему. А Он, как благой Отец, дает различную по различию времен пищу. Исполняет же всякое животное благоволения—значит удовлетворение желанию его тем, что ему угодно, т. е. дает каждому желаемое. Почему и определено, по причине сих слов, читать сей псалом при входе нашем в чувственную трапезу, как мы сказали в начале сего изъяснения. Феодорита: Как только Ты того желаешь, тотчас каждое получает подаваемые Тобою блага: ибо как нам легко распростереть совокупные персты и раскрыть руку, так легко Тебе мгновенно подать изобилие благ. А исполнением благоволения Златословесный называет здесь то, что каждое животное исполняет желание свое тем, что Ему угодно: ибо не просто дает пищу каждому, но смотря потому, что которому из них полезно и бессловесным и людям и всем, что кому нравится; и не только дает, но и исполняет, чтобы не было недостатка ни в чем.

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши ты руку твою и исполняеши всякое животно благоволения

Господь поддерживает всех падающих, по Своему благоволению насыщает каждого, близок ко всем, призывающим Его, сохраняет любящих Его, а нечестивых истребит. Да благословляет Господа всякая плоть

Означенные стихи составляют молитву пред обедом. «Даешь им пищу их в свое время» - в нужное время, все живущее получает от Тебя необходимое для поддержания своего существования. - «Насыщаешь… по благоволению» - это насыщение есть дело Твоей милости к существующему.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 15–16 Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения

Если земным царям свойственно и прилично возбуждать надежду на себя со стороны подданных, особенно в затруднительных обстоятельствах, как, например, в случае неурожая или бедствия от огня и пожаров, или в случаях других бед, – ждать пособия из царской казны; то тем более такие надежды верные могут возлагать на Бога, Царя Небесного, у Которого в запасе и в распоряжении имеется всякого рода пища, не только для людей, но и для всякого рода животных, и во всякое время года (во благовремении), когда окажется нужда. Это самое пророк выражает здесь словами (пер. с евр.): «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время». Отверзать, или открывать руку – значит: «давать изобильно, щедро», или, что то же, – «давать свободною и открытою рукою». А это и значит: «давать по-царски, свободно, с выражением благоволения к получающим даяния». Это и выражает пророк к Царю Небесному, Подателю всякого блага, не только земного и вещественного, но и духовного, небесного. Ты, Господи, «открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению». Те же мысли, и теми же почти словами, выражены и в псалме 103, стихах 27–28.

Объяснение священной книги псалмов.