Толкования на Пс. 146:5

Свт. Иоанн Златоуст

Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа

Так как он сказал о величайшем деле, о том, что Бог соберет столько тысяч людей, рассеянных по всей вселенной, то говорит теперь о могуществе Его, располагая самых колеблющихся из иудеев к вере. «И разум Его непостижим».

Поэтому не исследуй, как и каким способом; величие его беспредельно. Потому он и сказал: «и величию Его нет конца» (Пс.144:3). Как беспредельно Его величие, так беспредельна и мудрость. Потому сказав: «Велик Господь наш…, он и присово­купил: и разум Его непостижим». И знание Его удивительно, по­чему пророк и говорит: «дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его» (Пс.138:6), и судьбы Его неиссле­димы, почему он и говорит: «истина Твоя до облаков» (Пс.35:6). Итак, если Бог и велик, и силен, и премудр, то не исследуй, как это будет.

Беседы на псалмы. На псалом 146.


«Велик Господь наш и велика крепость Его», так как Христос есть Божия сила, а по-еврейски – крепость и сила одно и то же. Так как велик Бог и велик Христос, что видно из слов: «вечный Господь Бог», и: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», то тоже самое воспевается Ему другими словами: «велик Господь наш и велика крепость Его». «Вечный Господь Бог». Что же – разве Господь наш одно, а крепость Его – другое? Нет; но так как крепость есть то же что сила, а Христос есть сила Божия, то (это значит): велик Господь наш и велик Христос. Итак, вот ты имеешь великого вечного Бога, и Бога – Сына, великого вечного Бога. Этот Бог великий и вечный, явившись людям, принимает плоть, уготован­ную Духом Святым. «Родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф.1:20). Итак, Дух принимал участие в Его происхождении? Да, Дух Святый устроил храм Бога Слова в той святой и великой Деве и Он явился, получив тело от Девы, зачатое ею от Святого Духа божественною силою невидимо и необъяснимо. Затем, откуда видно, что Дух Святой вечен? Послушай, что говорит бла­женный Павел: «если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело» (Евр.9:13), т.е. жертвы, приносимые по закону Моисееву; так как некогда употреб­лялось кропление кровью и это составляло некоторое таинство, причем видимость была одна, а таинственное значение иное, то, желая этим чувственным искуплением объяснить духовное, (соединенное) с истинной молитвой, апостол говорит: «если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр.9:13,14).

Беседа на слова: Господь воцарился, да радуется земля.

Блж. Феодорит Кирский

«Велий Господь наш, и велия крепость Его: и разума Его несть числа». Все неизмеримо, и величие, и крепость, и хвала. Впрочем, сколько возможно для нас, будем песнословить.

Евфимий Зигабен

Велий Господь наш, и велия крепость Его.

Поелику Давид открыл выше весьма великое дело, что Бог соберет столько тысяч Иудеев, рассеянных по многоразличным странам, то по сей причине он говорит здесь о силе Его, чтобы произвесть в них надежду и несомненную веру в такое могущество Божие.

Слова божественного Василия: вместе с словами брата его Григория Нисского: Велик, говорит, Господь; из сравнения вещей одной с другою мы познаем превосходство ее. Но чему конца нельзя постигнуть, того и превосходство не понятно. Потому то не сказал, сколь Он велик; ибо и не возможно было изъяснить сие количество; но неопределенным наименованием ведет разум к беспредельности. Смотри и замечание на слова: велик Господь в 47 псалме. Другой говорит: слыша о кротости, разумей под оною силу Божию, которая есть Сын, ибо Христос, говорит, есть Божия сила.

И разуму Его несть числа.

Нет, говорит, числа и количества премудрости и разумения у Бога, т. е. никто не может знать, сколь велика премудрость у Бога, потому что она превосходит всякую меру и всякую количественность. Посему не ищи, возлюбленный читатель, сколь велико Божие знание и какова Божия премудрость; ибо как нет предала и конца величию Божию, так нет предела и премудрости и знания Его. Итак, не сомневайся в таком Боге, которого величие и премудрость беспредельны и бесконечны.

Другой говорит, т. е. Никита: О разуме Божием дает понятие и Исаия: Дух премудрости и разума. Вот таинство Троицы: велик Господь—Отец, велика крепость Его—Сын и разум—Дух Святой. Слова Феодорита: Все безмерно—и величие и крепость и разум, но мы прославляем по мере вместительности нашей.

Лопухин А.П.

Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа.

См. Толкование на Пс. 146:4