Толкования на Пс. 147:9

Свт. Иоанн Златоуст

Не сотвори тако всякому языку, и судбы Своя не яви им

См. Толкование на Пс. 147:8

Беседы на псалмы. На псалом 147.


Смотри, сколько перечислил благ: безопасность города: «укрепи, – говорит, – вереи врат твоих», – удаление войны: «полагая пределы твоя мир», – изобилие необходимого для жизни: «и тука пшенична насыщаяй тя». Однако на дарование закона он указал, как на драгоценнейшее из всего. Желая показать, что получение закона и познание судеб Божиих есть дар, гораздо важнейший, нежели безопасность, мир, отсутствие войн, доброчадие и многочадие, и изобилие необходимого для жизни, он, поставив этот дар после всего, как венец и совокупность благ, присовокупил: «не сотвори тако всякому языку». «Тако», т. е. как? Изобилием и другими выше исчисленными благами часто наслаждались и многие, но не о вышесказанном, говорит, а о законе я сказал, что «не сотвори тако всякому языку». Поэтому и прибавил: «и судьбы своя не яви им». Ты видишь, что закон важнее всех исчисленных благ.2. Это показал и Иеремия. Оплакивая бывших в плену, он говорил: «Что, яко еси на земли вражии?.. Оставил еси источника премудрости» (Вар. 3:10, 12), – разумея закон. Как источник изливает много ручьев во все стороны, так и закон дает всюду много заповедей, напояя нашу душу. Потом указывая на особенную честь, оказанную дарованием закона (пророк) говорил: «сия премудрость не слышася в Ханаане, ниже явися в Фемане: и сынове Агарины… купцы… и взыскателю… не уве́деша путей ея, ниже помянуша стезь ея» (Вар. 3:22–23). И показывая то, что она духовна и божественна, говорит: «кто взыде, – говорит, – на небо, …и снесе́ ю» (Вар. 3:29)? Потом прибавил: «сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобре́те всяк путь хитрости и даде́ ю Иакову отроку своему и Израилю возлюбленному от него» (Вар. 3:36–37). Поэтому и Давид сказал: «не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им». На это же указывая, и Павел писал: «кое убо преимущество Иудеа? или кая польза обрезания? Много по всякому образу: первее бо, яко вверена быша им словеса Божия» (Рим. 3:1–2). Видишь ли, как и он объяснил сказанное: «не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им»? Если преимущество иудейского народа состоит в том, что он один из всех людей почтен дарованием писанного закона, то, следовательно, Бог дал закон, не отягощая нашу природу, но оказывая ей честь. И не тем только почтил, что дал закон, но и тем, что дал его Сам. И точно, это самый высокий вид чести, что Он не только даровал (но и даровал Сам).

Восемь слов на книгу Бытия. Слово восьмое.

Блж. Феодорит Кирский

«Не сотвори тако всякому языку, и судбы Своя не яви им». Ни одному из язычников не дал закона Моисеева, не дал пользоваться Пророками; одних Иудеев удостоил таковаго орошения; но они сделались неблагодарными Благодетелю, а язычники, от священных Апостолов прияв лучь мысленнаго света, познали Создателя своего, и воздают Ему непрестанное чествование.

Евфимий Зигабен

Не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им.

Никакому народу, заключает, не оказал Бог столь великого благодеяния и дара, какое оказал израильскому племени. И никакому другому народу не открыл повелений и законов и хотений своих, кроме одного Иудейского. Другим народам Бог дал естественный закон, написанный в совести их, при помощи которого человек может различать добро от зла; и по сему закону Бог будет судить язычников: потому что зная добро и зло по природе, они делали зло и не следовали добру. А израильтянам вместе с естественным законом дал и писанный, открывавший им суды и хотения Божии; почему Иудеи и будут судимы строже; так как в большей мере человеколюбие Божие бывает в последствии времени причиною большего осуждения для несовершенных, согласно с сказанным: те, которые не имея закона, согрешили не по закону, не по закону подвергнутся погибели (т. е. легчайшей), а которые согрешили имея закон, по закону подвергнутся осуждению (т. е. тягчайшему) (Рим. 2, 12).

Того же Феодорита: Никому из народов не дал закона чрез Моисея и не доставил пользы чрез пророков. Но только их одних удостоил такового орошения (попечения), но они сделались неблагодарными к Благодетелю; а язычники, приняв зарю умственного света чрез святых апостолов, познали своего Творца и приносят Ему честь непрестанно.

Лопухин А.П.

не сотвори тако всякому языку, и судбы своя не яви им.

См. Толкование на Пс. 147:8