Толкования на Пс. 148:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-6 Хвалите его, солнце и луна: хвалите его вся звезды и свет. Хвалите его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко той рече, и быша: той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет

Другой (Симмах): «звезды света» (αστέρες φωτὸς). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «поставил их пребывать вечно» (διαμένειν αιωνίως). Почему пророк, сказав немного о небесных силах, тотчас оставил их и, обратившись к видимым предметам, говорит о них про­странно, перечисляя все порознь, находящиеся и вверху и внизу? Потому, что эти предметы для тогдашних слушателей были по­нятнее, как видимые и находящиеся пред глазами. Потому и Моисей, в повествовании о сотворении мира, не сказав ничего – ни малого, ни многого – о существах горних, начинает речь с неба и земли, потом переходит к солнцу, луне, растениям, плавающим, четвероногим, и оканчивает человеком. Сло­вами: «небеса небес» пророк не означает здесь множества их, но выражает одно и то же небо небес. На еврейском языке небо обыкновенно называется небесами. Подобным образом в дру­гом месте он говорит: «превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24). «И вода, которая превыше небес». Ты слышал Моисея, который говорит, что Бог одни воды поместил внизу, другие утвердил выше свода небесного, когда основал твердь среди бездны и повелел водам пребы­вать выше тверди.

Но, может быть, кто-нибудь скажет: как могут все эти творения хвалить Бога, не имея ни голоса, ни языка, ни души, ни смысла, ни разума, ни органа голоса, ни мысли? Есть два спо­соба славословия: один посредством слов, другой посредством созерцания, и, кроме того, третий – посредством жизни и дел. Так и люди не только словами, но и молча могут возносить славу Богу, как говорит Христос: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). И еще: «да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу» (1Цар.2:20). Бывает славословие посредством языка, как славословил Бога Моисей с Мариамною, когда говорил: «пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх.15:1). Бывает славо­словие и посредством самой твари, как говорит тот же Псалмопевец: «небеса поведают о славе Божией, и о творении рук Его возвещает твердь» (Пс.18:2). Так и здесь тварь прославляет Его своею красотою, расположением, величием, свойствами, употреблением, служением, постоянством, пользою, происходящею от нее. Итак, когда пророк говорит: «хвалите Господа… ангелы…, силы…, небеса…, луна…, солнце…, звезды…, вода, которая превыше небес», то выражает, что каждая из тварей достойна премудрости Со­здателя и исполнена великих чудес. То же и Моисей в на­чале выразил кратко в словах: «и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31), – прекрасно так, что про­славляет Творца и располагает зрителя к славословию Ху­дожника.

Таким образом «хвалою» пророк называет красоту тварей, которая доставляет хвалу Создателю. Тоже и Павел го­ворит: «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество» (Рим.1:20). И Псал­мопевец, сказав о тварях и предоставив созерцающим их изучать их красоту, величие и пользу, сам указывает на Ви­новника всего этого и говорит: «ибо Он сказал – и они явились, повелел – и создались. Поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно».

Что творения прекрасны и удивительны, это видно при са­мом взгляде на них; а что они имеют Творца, не существуют сами собою и безначальны, это достаточно видно из самых слов его. Если же кто сомневается, то пусть научится от меня, что они имеют Творца, Художника, Промыслителя и Хранителя. Пророк внушает здесь две мысли, или, лучше сказать, три, а если внимательнее исследовать, то и четыре; именно говорит, что Бог сотворили все, сотворил из ничего, сотворил легко и поддерживает сотворенное. Выражение: «Он сказал» означает легкость действия, как и Павел, изъясняя тоже, говорит: «животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим.4:17), словом – «повелел» указывая на легкость. А что Бог и поддерживает сотворенное, это показывает сам пророк, прибавляя: «поставил их во век и в век века: повеление дал – и не пройдет оно». Смотри, как и здесь он опять выражает, власть, могущество Божие, не только словом: «поставил», но и сло­вом: «повеление дал», означая Его деятельность человеческими выра­жениями. Как для тебя легко – сказать, и не трудно – дать при­казание, так для Бога – создать несуществующее и поддерживать сотворенное; или даже не так, но гораздо легче. Невозможно и представить чрезвычайную легкость, с какою Он сотворил все. И удивительно не только то, что Он поддерживает все и что законы природы остаются непреложными, но и то, что они остаются бесконечно долгое время. Представь, сколько прошло веков, и ничто из существующего не разрушалось: ни море не затопило земли, ни солнце не сожгло вещей видимых, ни небо не поколебалось, ни пределы дня и ночи не смешались, равно ни перемена времен года, ни что-нибудь другое подобное, но каждую из тварей низших и высших Он устроил так, что она во всей точности соблюдает однажды назначенные ей в начале пределы.

Беседы на псалмы. На псалом 148.

Блж. Феодорит Кирский

«Хвалите Его солнце и луна: хвалите Его вся звезды и свет». А Симмах перевел так: песнословьте Его все звезды света. Так перевели и другие. По переводу же Седмидесяти понимать сие должно так: в первый день создал Бог свет, а в четвертый – светила. Потому Пророк отдельно упомянул о свете, не как о существующем самостоятельно, но как о разделенном в светилах. А, как говорили мы уже и прежде, не их созывает Пророк, как бы одушевленных и словесных; но нам дает повеление взирать на них, изучать Божию премудрость, и непрестанно слагать песнопение Богу.

Евфимий Зигабен

Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет.

Сии небесные тела находятся на втором небе, т. е. на тверди. И под солнцем, луною и звездами должно понимать сосуды, в которых вмещается свет, а под светом, по словам Феодорита, то вещество, которое разлито в сии сосуды, или в солнечные, и лунные и звездные вместилища. Или таковыми называет те светила, которые созданы в четвертый день, а светом тот, который создан в первый день. Как же они без голоса, языка, разума и души, могут хвалить Бога? на сиe ответствуем, что, по словам божественного Златоуста, есть три способа прославления, первый производимый голосом, о котором и Моисей сказал вместе с сестрою своею Мариамою хваля Бога и говоря: будем петь Господу; ибо Он прославился (Исх. 15, 1). Второй способ славословия есть, когда оно производится чрез зрение или видение очами, в каком значении сказано: небеса проповедуют славу Божию (Псал. 18, 1). О сем способе мы и говорили при изъяснении 18го псалма. Третий способ славословия состоит в том, когда оно совершается посредством добродетельной жизни и добрых дел: дабы видели, говорит, ваши добрые дела и прославили Отца вашего, сущего на небесах (Матф. 5, 16). Итак, хвалите, призывает, Бога и вы бессловесные и бездушные (светила) вашими свойствами, которые побуждают зрителей ваших удивляться и приносить за вас Творцу вашему похвалу и обращать язык вашим величием, вашею красотою, вашим местоположением и тем употреблением, которое доставляете, вашим служением, постоянством, твердостью и другими подобными естественными вашими свойствами—к хвалению Бога; так как все, по словам Григория Богослова, хвалит и прославляет Бога неизреченными голосами; и от всего возносится благодарение Богу чрез меня; и таким образом от кого я получаю повод к пению, хваление того делается нашим (Слово на неделю новую).

Слова Дамаскина: С светилами Творец совокупил первосозданный свет, не потому что Он не мог будто создать другого света, но чтобы тот свет не остался в праздности. Ибо светило не есть самый свет, но вместилище света. Луна же заимствует свой свет от солнца, дабы и между тварями было управление и подчиненность и одно начальствовало, а другое находилось под начальством, и мы имели в том урок общительности деления друг с другом и подчиненности, во-первых, Творцу, а потом и поставленным от Него властям. А своим затмением солнце и луна обличают безумие поклонявшихся твари и вразумляют, что они подлежат превратности и изменению, а что изменяется—не есть Бог. Божеств. Дионисия: сия вышесущественная сила сохраняет неизменными небесные и относящиеся к светилам и звездам сущности и устройства.

Еп. Ириней (Орда)

Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его вся звезды и свет

Свет по евр. «свет луны», т. е. светящиеся звезды; LXX упомянули отдельно о свете; независимо от носителей его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.