Толкования на Пс. 148:7

Свт. Афанасий Великий

Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны. Святый Дух, повелев небесным чинам хвалить Господа, обращает повелевающее слово к чинам земным. Из трех же чинов, — небесных, земных и преисподних, преклоняющих колена пред Иисусом, — небесные побуждаются к песнопению сказанным ранее, а земные — словами: князи и вси cyдии земстии, юноши и девы. Но прежде чем сделать упоминание об этих, обращается к преисподним, которых обозначает словами: змиевe и бездны. И самые души тех древних исполинов, неверовавших и противоборствовавших Богу, обозначаются именем «змиeвe». А все прочее множество вселенной, существовавшее в родах первых и держимое смертью, преклоняет колена, как освобожденное от нее: ибо сказал сущим во узах: изыдите, и сущим во тме… (Ис. 49,9). Поэтому и они призываются к песнопению вместе с князьями их и великими людьми. А что и неверовавшие никогда и противившиеся Богу были освобождены, это объяснил Петр, сказав в Соборных Посланиях: о немже и сущим в темница духовом сошед проповеда, противльшимся иногда (1 Петр. 3,19–20).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 7-10 Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты

Сказав о тварях высших и небесных, пророк нисходит потом на землю. Как поступил он в отношении к высшим тварям, именно: начав с превыше-небесных, перешел к небесным, так и здесь от небесных переходит к земным. Есть люди, которые говорят, что находящиеся на небе твари достойны творчества Божия, а земных порицают, указывая на то, что здесь есть скорпионы, эхидны, драконы и прочие роды диких зверей, также и дерева бесплод­ные; поэтому пророк, как бы опровергая их, раскрывает свой предмет с другой стороны. И посмотри, как он посту­пает: опустив тех животных, которые несомненно признаются добрыми и которых польза доказывается опытом, как-то: овец, волов, ослов, верблюдов и прочих животных, служащих нам к перевозке тяжестей, он обращается к животным, которые кажутся бесполезными, указывая на драконов, на не­проходимую часть моря, и на то, что кажется вредным, как-то: огонь, град, снег, иней; потом на бесплодные дерева, горы; оставив поля и равнины, удобные для земледелия и произраще­ния добрых плодов, он переходит к горам, холмам, к местам пустынным, и упоминает о животных пресмыкаю­щихся. Впрочем, чтобы яснее видеть это, нужно выслушать самые слова его. Сказав: «повеление дал – и не пройдет оно», он продолжает: «хвалите Господа от земли: змеи и все бездны; огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его». Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «ветер тифона» (ανεμος τυφωνος). «Горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры; звери и все скоты, гады и птицы пернатые». Для чего он так составил свою речь? Для того чтобы сильнее доказать промышление Божие. Если и те твари, которые кажутся бесполезными и враждебными роду человече­скому, так прекрасны и так полезны, что возносят хвалу и славословие Богу своим составом, то представь, каковы прочие. Если угодно, рассмотрим каждую из названных тварей. «Змеи, говорит, и все бездны». «Змеями» он называет здесь китов, как и в другом месте говорит: «этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его» (Пс.103:26). И во многих местах это животное так называется.

Но как, скажешь, это животное прославляет Творца? А как оно не прославляет? Когда ты посмотришь на его ве­личину и состав тела, о котором с большою подробностью Писание говорит в книге Иова (Иов.41), то можешь ли не уди­вляться Создателю, произведшему такое животное? И не только по своей величине оно достойно удивления, но и потому, что для жилища ему назначена непроходимая часть моря. Удивительно и то, как это дикое и огромнейшее животное не преступает своих пределов, но остается в назначенных ему для жительства местах, и не только не выходит на землю, или на обитаемые страны, но не вредит и той части моря, которая удобна для мореплавания, и не истребляет разных родов рыб, но живет в своем месте. И не только это заслуживает удивления, но и сама глубина бездны. Что сказано об этом звере, то же можно заметить и о море. И оно, бывая неудержимым во время сильных ветров и имея такое множество воды, не выходит из своих пределов, не затопляет соседней земли, но также связано неразрывными узами, хотя вода по природе своей беспокойна. Если же оно имеет столь огромную величину и воз­мущается такими ветрами, то представь, как велико чудо, что оно не выступает из своего места, не смотря ни на беспокой­ную свою природу, ни на огромность, ни на силу ветров, но при таком беспорядке соблюдает совершенный порядок. Раз­мышляя об этом, ты можешь и отсюда составить хвалу Богу, и удивляться Его могуществу, премудрости, силе, власти. Есть и другие неизъяснимые причины этих явлений, которые знает только сам Создатель. Потому и сказал некто: не говори: по­чему «что это? для чего это?», ибо все в свое время откроется» (Сир.39:22). «Огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его». Здесь пророк прибавляет к вышесказанному нечто новое. В предыдущем псалме он удивлялся тому, как снег, иней в короткое время покрывает всю землю, как он отвер­девает, изменяется, превращается в противоположное состоя­ние; а здесь он удивляется тому, как вещи, произшедши из небытия, продолжают бытие, и, продолжая бытие, совершают дело служения Богу, хотя сами неразумны, и приводят повеление Его в исполнение с великою покорностью. Даже одна и та же вещь по повелению Его часто производила действия, по свойству своему противоположные, – как, наприм., в вавилонской пещи огонь и сожигал, и орошал, совершая в одно время то и дру­гое. Но, скажешь, разве это заслуживает благодарности? И ве­ликой. Бога должно прославлять одинаково как тогда, когда Он наказывает, так и тогда, когда избавляет от наказания. То и другое свидетельствует об Его попечении; то и другое есть дело Его благости. Люди одно делают по доброте, а другое по злобе и гневу; но Бог делает то и другое по человеколюбию. Так, одинаково должно прославлять Его и за то, что Он посе­лил Адама в раю, и за то, что изгнал его, и благодарить не только за царство, но и за геенну, потому что и ее Он приго­товил, и ею угрожает для того, чтобы отклонить нас от зла. Как врача мы уважаем не только тогда, когда он питает, но и тогда, когда изнуряет голодом, не только когда выводит на улицу, но и когда заключает дома, не только когда намащает, но и когда жжет и отсекает, – потому что, хотя эти действия противоположны, но имеют в виду одну цель, – так и Бога должно прославлять за все, и тем более, что там че­ловек, а здесь Бог, и что те действия часто имеют проти­воположный исход, а дела Божии совершаются с величайшею премудростью и промышлением. Град и огонь не только слу­жат наказанием, но и они иногда избавляли от наказания, прекращали войны, прогоняли нападавших неприятелей. Или ты не знаешь, сколько чудес сотворено посредством этих стихий в Египте, у иудеев и при нашем поколении? Сила По­велевающего такова, что Он часто и посредством стихий со­вершал такие же чудеса, какие совершал посредством анге­лов, этих разумных и верховных сил, для того, чтобы, когда совершает их ангел, кто-нибудь из безумных не приписал их ему самому, но приписывал бы Повелевшему. Так, прекратил ли ангел войну? И град также прекращал ее. Истребил ли ангел первородных? И морская буря истреб­ляла целый народ. Потому за все благодари человеколюбивого Бога. «Горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры; звери и все скоты, гады и птицы пернатые». Посмотри, как пророк оста­навливается более на предметах не столь полезных, на горах, оврагах, холмах, диких зверях, пресмыкающихся и дере­вах бесплодных. Дерева плодородные сами собою представ­ляют очевидную пользу, равно как ровные поля и кроткие жи­вотные; а дикие звери, пресмыкающиеся, горы и бесплодные де­рева какую, скажешь, приносят пользу? Великую и много спо­собствующую к поддержанию нашей жизни. Так, горы и холмы и бесплодные дерева весьма нужны нам для строения, так что, если бы их не было у нас, то ничто не защищало бы рода нашего от истребления. Как ровные поля нужны нам для пи­тания, так бесплодные дерева и камни нужны для построения домов и для приготовления из них бесчисленного множества других изделий.

А змеи, скажешь, скорпионы, драконы, львы какую при­носят выгоду для жизни? Какая от них польза? Великая и неизреченная, не меньше, чем от кротких животных. Те полезны для телесных потребностей, а эти внушают тебе страх, делают тебя благоразумным, приучают к борьбе, приводят тебе на память грех прародителя в раю и пока­зывают, каких зол бывает причиною непослушание. Прежде звери не были такими, не были страшными и опасными для че­ловека, но были кроткими и ручными. Бог привел их к Адаму, и он нарек им имена. Змей говорит с Евою, и Ева не убегает от него. Но когда заповедь была нарушена и ока­зано было непослушание Богу, тогда уменьшилась честь человека. Поэтому, когда ты увидишь льва или змея, то вспомни об этих событиях и они послужат тебе немалым поводом к любомудрию. Вспомни также о Данииле, как страшные звери сделались для него нестрашными, когда он возвратился к древнему образу (Божию), равно как и эхидна для Павла, и ты приобретешь отсюда немалую ревность и попечение о душе. Вме­сте с тем и по другой причине нужно дивиться устроению и распоряжению о них Божию. Почему? Потому, что Он назна­чил им для жительства места, удаленные от городов, пу­стыни; будучи страшными, они не обитают в городах и не нападают на живущих в них, но любят и предпочитают пу­стыню, так как Бог издревле назначил им ее, чтобы они там имели удобное и свойственное себе место жизни. Когда ты спишь, они ходят по пустыне. Так и пророк в другом месте говорит: «ты простираешь тьму, – и настает ночь, когда ходят все звери лесные» (Пс.103:20). Видишь ли, как и теперь еще остаются следы твоей власти, хотя и сокращенные, однако свидетельствующие о прежней чести? Дикие звери, как беглые рабы, отделены от тебя и временем и местом; и если ты сам не пойдешь к ним, то и они не нападут на тебя, но будут жить в пустынях. Когда ты огорчаешься и недо­умеваешь, для чего сотворены дикие звери, то поступаешь весьма безрассудно, – потому что, если ты сам будешь хорошо вести себя, то не потерпишь от них никакого вреда; если же потерпишь вред от зверей, то вспомни, что и от людей ты часто терпишь вред гораздо тягчайший. Человек бывает хуже зверя. Тот прямо обнаруживает свое зверство; а этот скры­вает свою злобу под видом кротости, и потому часто бывает трудно остеречься его. Впрочем, если ты будешь благоразу­мен, то ни зверь, ни человек не только не причинят тебе никакого вреда, но еще принесут весьма великую пользу.

Беседы на псалмы. На псалом 148.

Блж. Феодорит Кирский

«Хвалите Господа от земли». Потом в частности. «Змиеве и вся бездны». Море –часть земли, а в море – киты. Достоин же удивления и самый промысл Создателя; потому что, создав великих и огромных животных, заключил их в непреплываемых морях, созданием их показав могущество, и упоминанием о них устрашая людей, а тем, что воспрепятствовал происходить от сего вреду, провозвещая благость.

Евфимий Зигабен

Хвалите Господа от земли змиеве, и вся бездны.

Под змеями (драконами) разумеет здесь больших морских животных, как и в другом месте говорит: змий сей, его же создал ecи (Пс. 103, 26). Под безднами же разумеет самое море. Когда ты видишь, говорит, громадность кита, состав частей его тела, которое в Книге Иова Писание изображает подробнее, можешь ли ты не удивляться и не восхвалят Творца таких животных? Он дал им в жилище недоступные ни для кого области моря, и не позволил им переходить указанные пределы, так что они не переходят ни к берегу, ни к тем местам, где плавают судна, чтобы не повредить кораблям и не истребить роды других рыб. Но не это только достойно удивления, а и самое море. Как оно, имея такое множество вод, вздымаясь силою ветров, страшно ярясь и пенясь, не преступает однако своих пределов и не дерзает залить смежную сушу, а сохраняет повеления Господа! Будучи нетвердо и неустойчиво по природе, оно однако сохраняет свой порядок. Размышляя о сем ты не можешь не удивляться премудрости, силе и домостроительству Божию и не воспеть Ему от лица всей твари хвалебной песни.

Еп. Ириней (Орда)

Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны

Нисходя с высоты небесной на землю, псалмопевец призывает к прославлению Бога сначала море и обитателей его, затем обращается к воздушным явлениям, оттуда снова опускаясь на горы и к тому, что на них, к обитающим (преимущественно на равнинах) животным. Змиеве с евр. великие рыбы, киты.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.