Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем
Прежде частных благодеяний он указывает на общее и далее приведенными словами внушает как бы следующее: благодари Бога за то, что Он произвел тебя несуществовавшего и вдохнул в тебя душу. Подлинно, немаловажен и этот вид благодеяния. Но здесь он внушает и еще нечто большее. Таким выражением он указывает не просто на сотворение, но на близость Израиля к Богу, и заповедует благодарить не только за то, что Бог сотворил его, но и за то, что сделал его Своим народом. Видишь ли, как он приближает и прилепляет народ к Богу, желая, чтобы он не просто благодарил, но с радостью, с веселием и пламенною душою? Все это он выразил словом: «да возвеселится». Он требует от благодарящего такого расположения, чтобы он воспламенялся любовью, чтобы возбуждался усердием, чтобы весь предавался прославляемому Богу. То же выражает он и в другом месте, когда говорит: «как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже». И еще: «возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41:2, 3). И еще: «возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя (стремилась) к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной» (Пс.62:2), или, как говорит другой переводчик (Симмах): «в земле жаждущей» (διψάδι). Желая выразить расположение и стремление души своей, он сравнивает ее с жаждущею землею, с жаждущею ланью. И в другом месте, высказывая словами это стремление, он говорит: «когда приду и явлюсь лицу Божию?» (Пс.41:3) Таковы души святых, как, напр., душа Павла, которая воздыхала о том, что замедлялся исход ее отсюда. «И сыны Сиона да возрадуются о Царе своем». Видишь ли, что пророк, как я выше сказал, указывает здесь на близость, на то, что они были избранным народом Божиим? Потому он и прибавляет: «о Царе своем». Бог был царем их не только по сотворению, но и по усвоению.
Беседы на псалмы. На псалом 149.
Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем
См. Толкование на Пс. 149:1
«Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем». Бог всяческих есть Бог всех, особенно же именовался Он царем Израильтян. Посему, когда Израильтяне стали болезновать неблагодарностию и просить, чтобы у них был другой царь; Бог говорит Самуилу: «не тебе уничижиша, но Мене, еже не царствовати над ними».
Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о царе своем.
Да веселится, взывает, поющий Богу новым образом новый Израиль, т. е. каждый христианин с одной стороны потому, что Бог сотворил его человеком, с другой, что чрез веру присвоил его себе и сделал его новым народом своим. Далее сыны Сионa суть сыны новозаветного евангелия, иначе христиане; они-то, взывает, пусть радуются и поют Господу, благодаря Его с радостью, как о получении от Него бытия, так и о близости к Богу, которой удостоились. Ибо Бог воцарился в них, как в своих сынах и друзьях, что составляет другой вид благодеяния.
Не просто говорит, по словам Златоуста, благодари, но с удовольствием, веселием и пламенною душою: от благодарящего требуется расположенность, чтобы пламенел любовью, чтобы восхищался от удовольствия, чтобы народ при славословии Богу горел.
Феодорита: Бог всяческих есть Бог всех, и особенно был царем израильтян. Потому-то когда они внезапно пали в недуг неблагодарности и стали просить себе другого царя, то Бог, от которого они отреклись, сказал Самуилу: они не тебя уничижили, но Меня, отреклись от Моего царствования над ними.