Толкования на Пс. 149:3

Свт. Иоанн Златоуст

Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему

Посмотри, как и здесь видно согласие. «Хором» составляются для того, чтобы все вместе и еди­ногласно возносили славословия. Тоже внушает и Павел, когда говорит: «не будем оставлять собрания своего» (Евр.10:25). То же озна­чает и сама молитва, которая возносится всеми вместе: «Отче наш, сущий на небесах!.. и прости нам долги наши…: и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:9, 12, 13; Лк.11:2, 4), и в которой употребляется множественное число. Так и в древности люди были научаемы петь и славить Бога согласно, чтобы всеми способами они располагались к любви и едино­душию. «Под тимпан и псалтирь да поют Ему».

Некоторые, принимая названия этих орудий в переносном смысле, говорят, что тимпан требует умерщвления на­шей плоти, а псалтирь обращения к небу, потому что это последнее орудие приводится в движение сверху, а не снизу, как гусли. Но я сказал бы, что древние были руководимы этими орудиями по причине грубости души их и потому, что они не­давно отстали от идолов. Подобно тому, как жертвоприноше­ния, так и это Бог дозволил им из снисхождения к их немощи. Итак, пророк заповедует здесь петь с радостью. Это означают слова: «да восхвалят имя Его хором», – с согла­сием, с чистою жизнью.

Беседы на псалмы. На псалом 149.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему

См. Толкование на Пс. 149:1

Блж. Феодорит Кирский

«Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему». На всяком мусикийском орудии, говорит Пророк, по закону нашему, будем песнословить Благодетеля.

Евфимий Зигабен

Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему.

Все, продолжает, христиане—сыны нового Сиона да поют имени Господа в лике, т. е. в соединении и согласии, дабы сие согласие в песнословии произвело в них единение и согласие любви и единодушие и единоумие. Итак, древнему еврейскому народу позволено было петь Богу при музыкальных орудиях, как здесь говорит Давид, как им же позволено было и приносить в жертвы животных, по причине слабости ума их и склонности к удовольствиям. А для нашего христианского народа тимпан есть умерщвление плотских, по словам Оригена, удовольствий; как и тимпан делается из кожи мертвого животного. Псалтирь же для нового народа есть вдохновение свыше от благодати Духа; так как и псалтирь в верхней части своей издавала голос или звук; тимпан есть действие, а псалтирь— созерцание; почему мы должны петь Богу действием и созерцанием, умерщвляя страсти и свыше от Бога получая внушение. Об изъяснении псалтири в высшем значении мы говорили в 32м псалме при изъяснении слов: на десятиструнном псалтири пойте Ему; а равно и в предисловии, смотри 6ю главу оного.

Златословесного: Потому-то все вообще и единодушно воссылают хвалы и как бы одними устами одно хваление приносится царю. Это показывает и Павел, говоря: не будем оставлять собрания своего. И самая молитва: Отче наш, указывает на то же, что она должна быть возносима всеми совокупно; так как везде употребляется в ней множественное число.

Еп. Ириней (Орда)

Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему

В лице, в хороводе, при религиозных плясках (2 Цар. 6 ср. 1 Цар. 18:6), которые, кажется, происходили иногда при торжественном богослужении.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Да восхвалят имя его в лице, в тимпане и псалтири да поют ему

«Хвалить с ликами» - хвалить хором.