Толкования на Соф. 2:3

Свт. Кирилл Александрийский

Взыщите Господа, вси смирении земли: суд содевайте и правды взыщите, и отвещайте я, яко да покрыетеся в день гнева Господня

Здесь ясно показывает, каким образом они могут соединиться с Богом, хотя они народ мерзкий; Он повелевает «взыскать Господа, содевать суд и правду, и отвещать я». Господь ищется нами посредством жажды делать угодное Ему, при удалении всякой небрежности. Суд же будем содевать исполняя Его божественный закон и неукоснительно совершая добродетель. Также славу справедливости мы приобретем, увенчанные похвалою добрых дел и идя славной и непорочной стезей истинного благоговения к Богу и любви к братьям: «исполнение убо закона любы есть» (Рим.13:10). К тому, что я сказал, надобно, полагаю, присовокупить и: «отвещати я», то есть, говорить об этом и другим и вразумлять братьев; и только таким, а не иным способом мы будем совершенными в добродетели. Так и Господь сказал, что великим в царстве небесном называется прославившийся в деле и в слове (Мф.5:19), малейшим же тот, кто постарался научить, и притом в достаточной мере, всему должному, однако же не возвышается еще до исполнения на деле того, что считает и сам хорошим и что другим приказывает исполнять. Негде Он оплакивает и вождей иудейских, так говоря: горе вам, что связуете «бремена тяжка и бедне носима», и возлагаете на человеки, сами же, так сказать, и краем перста не прикасаетесь к ним (Мф.23:4). Итак, доказательством совершеннейшего богопочтения служит исполнение добродетели и научение других тому, чем они могут сделаться славными. А что не останется без награды употребленный на это труд, – это объясняет Христов ученик, говорящий: «яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покрыет множество грехов» (Иак.5:20). Если же кто думает, что выражение: «отвещати я» указывает на то, что следует прилагать попечение «о них» (т.е. о суде и правде, содержащихся в законе Божием), тот пусть понимает и таким образом; ибо и закон Моисея относительно словес Божиих повелел:«и да глаголеши о них седяй в дому и идый путем, и лежа и востая» (Втор.6:7). И Давид воспевает: «и поучуся во оправданиих твоих выну» (Пс.118:117).

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3–4 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится

Смиренным земли называется не тот, кто принижен смирением, – одною из добродетелей, – а тот, кто принижен грехами и потому уже не может вместе со Христом сказать: «Научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29); ибо всякий смиряющийся возвысится. А в другом месте речь обращается к святому: «Чем большим будешь ты, тем более смиряйся, и обретешь благодать пред Богом» (Сир.3:18) А тот, кто усмирен грехами и отягчен сознанием преступлений, и говорит: «Как бремя тяжкое, они отяготели на мне» (Пс.37:5), тот должен услышать: «Приходите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). – Это сказано нами в начале соответственно тексту LXX. А согласно Еврейскому тексту смысл другой. Действительно, святым людям говорится так: сохранившие Мои заповеди, находящиеся на земле и знающие, что всякий смиряющийся вознесен будет, вы подражали Моей кротости, вы творили правду, ищите Господа в кротости вашей. И если вы хотите знать, кто есть Господь, то ищите праведного, ищите кроткого, «Ибо Отец всякий суд отдал Сыну» (Ин.5:22), Который будет судить праведно. И так как вы кротки, то ищите кроткого, чтобы то, что в вашей кротости есть недостаточное, было восполнено Тем, Который есть источник кротости. И вот что я говорю вам: «Может быть вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Божия», т. е. Может быть случайно, – вследствие того, что искали Господа и творили правду Его, – вы будете иметь возможность избежать гнева в приближающийся день, и избежать плена, который постигнет народ Иудейский или со стороны Навуходоносора, или со стороны Римлян. Если же он сомневается или сомневаются] даже о тех, которые делали правду Его, говоря: Может быть вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Господа, то что будет с грешниками? В самом деле, опустошение Иудейской земли будет столь велико, и столь главное победоносное Вавилонское войско достигнет того, что тот же самый плен постигнет могущественнейшие города Филистимлян, которые всегда были вам опасными противниками в боях. Газа будет разрушена, Аскалон – обращен в пустыню, и Азот повлекут в плен не украдкою, а после борьбы, т. е после победы при ясном (дневном) свете; а Аккарон, что значит искоренение, потерпит то, что значит его имя, т. е. будет срыт до основания. – Это согласно буквальному значению и еврейской истине. А согласно Семидесяти смиренным земли, о которых выше сказано, заповедуется, чтобы они творили суд и искали правды, которая, по моему мнению, есть ничто иное, как Христос. И так как всякий ищущий найдет (Мф.7:8), то пусть они со своей стороны передают другим то, что нашли, т. е пусть учат других: «Ибо какая польза в премудрости скрытой и в сокровище, которого невозможно видеть» (Сир.20:30). И заповедаю вам это с тем, чтобы вы покрыты были в день гнева Господня, т. е. при конце мира, или при отшествии каждого из вас из жизни сей, ибо и Газа, и Аскалон, и Азот, и Аккарон понесут различные наказания В самом деле, Газа значит: крепость моя. Следовательно те, которые величаются крепостию телесною, или мирским могуществом, и вместе с диаволом говорят:«Я сделаю силою» будут разрушены и сведены к ничтожеству в день гнева Господня. Аскалон же, – что значит: взвешенный, или: человекоубийственный огонь, – когда придет день гнева Господня, почувствует меру преступления своего и будет угнетен тем весом, который производил. А так как он пламенно стремился к пролитию крови, и соблазнил многие души, и так как на нем исполнилось слово: «Мужа кровожадного и хитрого гнушается Господь» (Пс.5:7), то он не будет разрушен, как Газа, а будет обращен в пустыню, и в прах сожжен огнем геенны. Также и Азот, по-еврейски называющийся esdod (אשדוד), а на нашем языке: огонь рождения будет опустошен при полном свете, ибо он горел похотию) и неистовствовал в пылу воспроизведения потомства. А так как у всех прелюбодеев сердца подобны раскаленной печи (Ос.7:4), и они как бы ранены пылающими стрелами, то не в темноте, не по тайному приговору, а в полдень, когда все святые получат полное сияние, они будут брошены в тьму и не будут иметь жребия святых. А Аккарон, обозначающий: безплодие или: искоренение будет и сам искоренен, потому что он не имел никаких плодов и превратным учением своим в конец погубил весьма многих. Все эти различные оттенки понимай также в отношении к порокам и грехам душ и в том значении, что качество дела каждого человека огонь испытает в день суда (1Кор.3:13).

Толкование на пророка Софонию.

Лопухин А.П.

Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня.

После увещаний к целому народу (ст. 1-2) пророк, на замечая в массах народа никакого отклика на свою проповедь, как предоставляет народ своей собственной участи, и обращается теперь к небольшой, избранной части благочестивых, верующих членов народа, называя их анве-гаарец, tapeinoi ghV, mansueti terrae, смиреннии земли. Их он убеждает: «взыщите Господа», евр. баккешу эт Иегова, zhthsate ton Kurion, quaerite Dominum, т. е. по разъяснению блаж. Феодорита: «обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего - пусть и взыщите Создателя, богато оделившего вас стольким благами. Потом учит пророк, каким способом можно взыскать Бога: суд содевайте, и правды взыщите, (взыщите кротости) и отвещайте я. Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную» (с. 47). Главная и основная добродетель, которая, по пророку, наиболее приближает человека к Богу и соединяет его с Ним и которую, поэтому, пророк заповедует «смиренным земли», есть смирение, евр. анава. Слово анава - одного корня с анав, «смиренный», и подобно этому последнему, выражает о физической угнетенности и приниженности человека (Пс IX:13, 33; Притч XIV:21), но о его нравственных качествах: терпении, смирении, кротости (Чис XII:3; Притч III:34; XVI:19), и притом нередко означает не просто проявляющееся в том или другом случае подчинение человека воле Божией, но как постоянное, господствующее над всею душевною жизнью, настроение, по-гречески обозначаемое названиями: prauthV, tapeinofrosunh… В таком именно смысле, в смысле благочестия, встречается слово анава в книге Притчей, (XV:33; XVIII:3, XXII:4), как прилагательное анав - в книге Псалмов (Пс XI:6; LXХI:12-14; LXXXI:3-4; СХXXIX:13).

Несправедливо некоторые исследователи (Швалли в др. ) утверждали, что евреи и их пророки до плена не почитали смирения религиозною добродетелью, так как народ еврейский тогда отличался противоположными качествами и потому видел иные идеалы нравственной жизни, и так как встречающееся в немногих пророческих местах бесспорно допленного происхождения слово анав (Ам II:7; VIII:4; Ис ХI:4; XXIX:19) означает просто «бедный». На этом основании исследователи эти приписывают месту Соф II:3, где анав и анава являются вполне определенными религиозными терминами, послепленное происхождение. Но здесь, прежде всего, совершенно напрасно оставляются без внимания те немалочисленные места из книг Псалмов и Притчей, где рассматриваемые слова анав и анава имеют несомненно этический характер (редакция этих книг совершенно произвольно отодвигается во времена послепленные). Затем, есть и пророческие места, допленное происхождение которых не заподозривается и критикою, в которых понятие анав имеет бесспорное отношение к нравственной характеристике человека, напр. в Ам II:6-7, где анав стоит в параллели с цаддик правый - понятием, несомненно относящимся к характеристике внутреннего нравственного состояния человека (ср. Ис XI:4), сюда же относится место Мих VI:8, где в числе богоугодных добродетелей называется и то, чтобы «смиренномудренно ходить пред Богом» (ср. еще Чис XII:3 и др. ). Наконец, весьма сомнительную ценность имеет утверждение, будто до плена не только у рядовых евреев, но и у самих пророков господствовали иные идеалы нравственной жизни, среди которых смирение пред Богом не имело места. Против этого решительно говорят не только отдельные случаи проявления библейскими евреями глубокого смирения пред Богом - Иаковом Быт XXXII:10, Давидом 2 Цар VII:18, даже Ахавом, 3 Цар XXI:29 и под., но главное - созданный допленными пророками великий образ Раба Иеговы, глубочайшую суть служения Которого образует беспримерное смирение. Можно еще прибавить, что без смирения вообще немыслима истинная религия, а такою без сомнения была библейская религия на протяжении всех веков ее существования.

Под условием праведности и смиренномудрия пророк подает своим слушателям некоторую надежду избавиться от общей гибели [«Может быть, вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Божия», т. е. может быть случайно вследствие того, что искали Господа и творили правду Его, - вы будете иметь возможность избежать гнева в приближающийся день и избежать плена» (блаж. Иероним, с. 270).]. Но это есть лишь частичная и не лишенная неуверенности надежда. Суд неизбежен, и он прострется не на Иудею только, но и на другие народы. Но именно ввиду грядущего суда Божия праведники должны являть требуемые от них пророком добродетели: после суда Божия над нечестивыми настанет новый, лучший порядок вещей, при котором будет восстановлено требуемое нравственным законом соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним состоянием. Отсюда речи против иноплеменников, начинающиеся со ст. 4-го, соединяются с предыдущею речью увещания к Иудеям причинным союзом ки, dioti, quia; ближайшую связь двух отделов главы II-й блаж. Феодорит выражает так: «Если приступите к упомянутому выше покаянию, то приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия» (с. 47).