Толкования на Соф. 3:3

Свт. Кирилл Александрийский

Князи его в нем, яко львы рыкающе

Перечисляет преступления и приводит причины, которые подвигли Его и возбудили к справедливому гневу, чтобы наконец обнаружилось, что Он по правде наказывает нечестивых и дошедших до такого развращения, что это стало как бы уже невыносимым и для самого Бога. Итак, говорит, были «князи» его, «яко львы». Что же делают эти? Когда голод раздражает их и побуждает искать пищи, они бегают по горам и долинам, издавая некое весьма ужасное и дикое рыкание; и если увидят где что-либо годное для пищи, то, оглашая воздух рыканием как бы громом, наводят такой ужас, что все по-видимому цепенеет от страха и как бы опутанное сетями ожидает истребителя. Точно так же поступали и некоторые из вождей Израильских, когда смертною казнью, назначенной в законе преступникам, они угрожали иногда и тем, которые ни в чем не согрешили, если бы последние не захотели делать угодного и приятного им, – и когда дозволяли это другим обвинителям или лишали самих судей собственных их имуществ. В тех же преступлениях Он обвиняет их и чрез другого из пророков – Михея, говоря так: «быша помышляюще труды и делающе злая на ложах своих, и купно со днем совершаху тая: понеже не воздвигоша к Богу рук своих: и желаху сел, и грабляху сирот, и домы отимаху, и расхищаху мужа и дом его, и мужа и наследие его» (Мих.2:1–2). Так и изобретатели ересей как бы рыкают против тех, которые избрали жизнь в простой вере, – открывая свои богоненавистные уста, они как бы пожирают несведущих людей, чем делают их еще более невежественными и внушают им пустые и развращенные мысли. Баснословя же таким образом, они и других склоняют принимать то, что ими самими принимается за хорошее, так что уловленные ими в сети представляются как бы уже умершими и немногим отличающимися от бесчувственных камней. К ним всякий может, и весьма справедливо, воззвать: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» (Еф.5:14). Впрочем, как говорит блаженный Давид, «Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь» (Пс.57:7). Говорят, что аравийские волки превосходят всех зверей жестокостью, страдают ненасытною жадностью, так быстры на бегу, что легко убегают от всякого преследования. Поэтому в одном месте и через другого пророка сказал о конях вавилонских, что они «быстрее волков аравийских» (Авв.1:8). Итак, алчностью волков он пользуется теперь для изображения судей, как бы всем ртом и ненасытными зубами истребляющих подсудимых; потому что они вымогают очень много и выше меры, для нарушения справедливости и для того, чтобы нечестиво уклониться от согласного с божественным законом к приятному некоторым другим. Но им надлежало помышлять о том, что, как говорит Приточник, «приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие» (Притч.17:23), ибо «дары ослепляют очи мудрых, и отмещут словеса праведных» (Втор.16:19), – по написанному. Что особенно хорошего происходит от получения подарков? Какую пользу может принести постыдная взятка любящим ее? Напротив, не может ли она принести им какого-нибудь вреда? Истинно то, что говорит блаженный Павел: «а хотящии богатитися впадают в напасти, и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель» (1Тим.6:9). Итак, «лучше имя доброе, неже богатство много» (Притч.22:1), и это изречение поистине весьма мудро и непреложно.

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

Князья его посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости

См. Толкование на Соф. 3:1

Лопухин А.П.

Князья его посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости

См. Толкование на Соф. 3:2