Толкования на Соф. 3:16

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 16-18 Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай, Сионе, да не ослабеют руце твои: Господь Бог твой в тебе, сильный спасет тя: наведет на тя веселие и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника. И соберу сотреныя твоя

Ясно предвозвещается иметь дерзновенное упование, и не лжив Обещавший. Мы слышали, что то же самое говорит и сам Христос и как бы обновляет древнее изречение, а лучше как бы ставит на вид предвозвещенное; ибо Он сказал: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир» (Ин.16:33). И действительно, когда Он явился среди нас, тогда и мы стали иметь руки уже не опущенные и колена не расслабленные, но получили расположение к деятельности и к трудам для совершения добрых дел, – к трудам, которых плодом благославным они названы (Прем.3:15). Тогда мы получили и дерзновение, потому что Христос, будучи всемогущим как Бог, избавляет и спасает верующих в Него. Он вселился в сердца наши Духом и произвел в нас эту, очевидно, духовную и достойную приятия радость. Да и чем другим может сопровождаться получение Духа Святого, как не усладой и радостью, и духовным веселием? Итак, когда возбудил в нас веселие чрез Духа, тогда и обновил нас в любви своей, то есть во время пришествия с плотью, когда, умерши один за всех, истинно сказал: «болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). Если же Он положил душу свою и оказался ради нас среди мертвых, будучи по естеству жизнью, то и воскрес, преобразуя естество человека в обновление жизни и восстановляя его в первоначальное состояние: «аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5:17), ибо благоугодно было Богу и Отцу – о Нем «возглавити всяческая» (Еф.1:10), – по написанному. А возглавляемое восстановляется и возводится к тому, чем было в начале. Когда же Христос обновил нас, то Он и возвеселился о нас, как бы в наслаждении и как бы в день праздника. Как же Богу было не увеселяться совершившимся среди нас, когда мы освободились от греха и сделались победителями смерти и тления, и стали причастниками Духа и освящения? Тогда Он «собрал и сотреныя», ибо, как пишет премудрый Павел: «Христос… прииде в мир грешники спасти» (1Тим.1:15). И сам Он негде говорит: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13). Итак, Христос собрал тех, которых сатана чрез грех сокрушил и соделал слабыми и не умевшими поступать правильно, и ходить стезями правды. Но если тот сокрушил, то Христос восстановил; ибо Он исцелял больных и сам немощи наши носит, по написанному (Ис.53:4; Мф.8:17).


Горе, кто приимет нань поношение?

Если мы захотим держаться наилучшего образа мыслей, то должны будем утверждать, что крест Спасителя, воздвигнутый для жизни и нетления мира, поистине служит похвалой для Церкви. Это исповедует сам премудрый Павел, написавший такие слова: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распятся, и аз миру» (Гал.6:14). Впрочем он опять сказал, что крест служил для Иудеев соблазном, а для язычников безумием (1Кор.1:23); ибо они, жалкие, много посмеются, совсем не уразумев силы таинства. Но они не останутся без наказания и не будут смеяться, ни над Христом, ни над церквами, а соделаются некогда пищей огня неукротимого и пламени неугасимого и вечного. Ведь некоторые у Эллинов доходили до такого безумия и тупости ума, что изощряли свой дерзкий язык против божественной и евангельской проповеди и оставили свои опровержения написанными в книгах, дабы грехи не только привлекали их к суду, но и следовали за ними и по смерти их, потому что грех их и после них остался как бы живым. Посему оплакивает, и со всей справедливостью, тех, которые предприняли поношение против святых церквей, каковым людям вполне подобает возвестить горе.

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся », и Сиону: «да не ослабевают руки твои!»

См. Толкование на Соф. 3:14

Лопухин А.П.

В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся », и Сиону: «да не ослабевают руки твои!»

См. Толкование на Соф. 3:14