Толкования на Соф. 3:19

Свт. Кирилл Александрийский

Се, аз сотворю в тебе, тебе ради во время оно, глаголет Господь, во время оно: и спасу утисненную и отриновенную прииму, и положу я в похваление и имениты по всей земли. И постыдятся во время оно, егда добро вам сотворю, и во время, егда прииму вы.

Речь обращается опять к лицу Сиона и возвещаются совершенные Христом чудесные дела, касательно множества язычников и отверженного Израиля. «В тебе», говорит, «тебе ради сотворю»: поскольку одни от гордости дошли до безумия, а другие не узнали Бога, вочеловечившегося ради спасения всех, то Творец всяческих обильно даровал милость тем и другим и ради нас среди нас сотворил чудеса. Спасена «утисненная», то есть, некогда угнетенное множество заблуждающихся и доведенное утесняющим сатаной до такого жалкого состояния, что утратило всякую жизненную способность, ибо заблуждающийся ум ничтожен. Но принята и отверженная синагога иудейская. Она неистовствовала против Христа и посему справедливо была отвергнута, утратила упование и лишилась общения с Христом. Впрочем помилована и она, ибо в последние времена веков она будет призвана к покаянию и очищению через веру. Итак, они будут «в похвалении» и «имениты», и весьма далеки от стыда. И эти два народа, или отчасти, или же в полном составе, уже не будут враждовать друг с другом – иметь мыслей непримиримых между собою, разделяться в своих мнениях о Боге, как это было в древности; но единством Духа тесно соединятся между собой к единодушию и единоверию, как написано: «народу… веровавшему бе сердце и душа едина» (Деян.4:32); и Христос сотвори обоя «во единаго новаго человека, творя мир и примиряя обоих в едином» духе (Еф.2:15–16). Но если бы и явились у них завистники, то эти враги, говорит, будут совершенно постыжены, пораженные величием дарованной славы, непоколебимостью благоденствия и твердостью упования. Уже из самых событий всякий может видеть истину этого обетования; ибо церковь Христова прославилась и, будучи исполнена славных преимуществ, служит предметом удивления для всех. Впрочем определяет и время, в которое это совершится: «во время», говорит, «егда прииму вы»; ибо не может предшествовать вере то, что служит последствием веры, но по справедливости должно быть мыслимо после веры. Итак, мы призваны во времена спасительного воплощения Единородного; ибо тогда, только тогда настало истинное исполнение обетования.


Зане дам вы имениты и в похваление во всех людех земли, внегда возвращати ми пленение ваше пред вами, глаголет Господь

Некоторым образом завершает цель свойственных Богу щедрот и этими словами ясно показывает, в каком состоянии непременно будут уверовавшие. Будут они, говорит, «имениты», окружены блеском славы и превосходнее всякого народа. Далее присовокупляет и о тех временах, в которые это будет, повсюду напоминая о спасительном воплощении Единородного, когда, как только что я сказал, совершилось откровение всякого блага в отношении к нам и всего досточудного. Ведь тогда-то именно Он чудесным образом и освободил находившихся под властью дьявольской и подчинявшихся плотским страстям; тогда избавил от многобожного заблуждения и привел к истине; тогда исторг нас от уз смерти, дав Себя Самого выкупом за нас и стяжав Богу и Отцу всю вселенную, ибо чрез Него мы призваны и в Духе получили доступ и близость к Богу, – чрез Него, говорю Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава, сила, честь и поклонение со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.

Толкование на пророка Софонию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 19–20 Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их. В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь

Синагога, – не хромающая только, а имеющая обрезанными обе ноги, – ожидает, что и это [пророчество] исполнится над нею во время пришествия Христа, которого она ожидает, и думает, что все народы, некогда опечаливавшие Израиля, должны быть истреблены Господом, а синагога будет спасена, и та, которая получила книгу разводную, будет снова собрана, и они будут положены в похвалу и сделаются именитыми по всей земле пленения своего, в которой прежде они были в смятении; а будет это в то время, когда она будет возвращена в Иерусалим, когда будет отстроен снова храм и соблюден остальной чин обрядов. [Синагога] обещает себе это, и потому не приносит покаяния, но, надеясь на нечто несбыточное, теряет спасение верное. И я не удивляюсь, что синагога, болящая глазами, ибо она не приняла Христа, страдает вместе с Лиею, не встречает любви со стороны Иакова и остается в пренебрежении, уступая место Рахили (Быт. 29:16 и дал.); но я удивляюсь христианам, особенно полу-Иудеям, которые, находясь, по видимому, в Церкви, говорят так и исповедуют это; а если верно это, то напрасно мы веруем во Христа, и всякое таинство наше уничтожается, а мы оказываемся более жалкими, чем все [другие] люди, так как веруем, что пришел уже Тот, Который еще не приходил. Но так как вера наша несомненна, а желания Иудеев, – наоборот, – совершенно тщетны, то данный отрывок, и последний [в книге пророка Софонии], мы будем изъяснять уже согласно с прежде усвоенным нами пониманием значения [его пророчеств] и начнем свидетельством из [книги] Иисуса сына Сирахова: Кто бросает камень вверх, бросает на свою голову (Сир. 27:28). В самом деле, так как Сион и Иерусалим поставлены в высоте, то поноситель Сиона и Иерусалима и бросатель в них камней безчестия, бросает их на свою голову, и поношение его обратится на голову его: И злоба его и неправда его войдет на его темя (Пс. 7:17). Сколь многие ныне поносят душу, прилежно ищущую тайн Божиих и желающую видеть мир Его, и говорят: «Это человек безумный, пьяный от излишне выпитого молодого вина: он бежит общества людей, презирает забавы, золото считает грязью, любит только бедность». А неверные даже крест Христов ставят в позор ему, и если когда либо увидят его в испытаниях и скорбях, то говорят: «Где милосердие твое и справедливость, которую ты проявлял в делах?» Но к чему мне говорить о неверных, когда некоторые владыки Церквей подобным же образом ругаются над людьми, жизнь их почитают безумием, и не хвалят их настоящего поведения, а только порицают их прежние грехи? Они не слышат того, что повелено: Не укоряй человека, обращающегося от грехов своих (Сир. 8:6). Итак, горе человеку тому, который нанес бесчестие и с усердием взялся за то, чтобы поносить Сион и град Божий, ибо за таковую обиду града Своего Господь будет мстителем и скажет Сиону: Вот Я сделаю в тебе ради тебя, т. е. отмщу за тебя и спасу огорченную, или, – как говорится в Греческом, – утесненную. Следовательно смысл получается такой: Я спасу ту, которая в настоящее время столь угнетена и измучена испытаниями и тягостями, как бы виноград или маслина тисками из дерева, что дала масло и вино; и от вина будет пить Иисус в царстве Отца Своего и маслом будет умащен более, чем имеющие удел Его. Я думаю, что вследствие выжимания такого вина и масла много претерпел и Иов; и после того как сотворил масло и вино, услышал от Господа: Думаешь ли ты, что Я ответил тебе для чего либо иного, как не для того, чтобы ты явился праведным? (Иов. 40:3 по тексту LXX). Как бы винограду и маслине говорится здесь: «Думаешь ли ты, что Я угнетал, огорчал и сокрушал тебя с другою целью, кроме той, чтобы выжимать из тебя вино и масло?» – Затем следуют слова: И ту, которая была изгнана, прииму. Когда Бог предоставляет нас искушениям, то, кажется, что Он как бы отвергает нас. Посему и Иов говорит: Посещение Господа призрело [или: презрело] меня (Иов.10:12). И не только праведники говорят: Ныне же Ты отверг и посрамил нас (Пс. 43:10), но даже сам Господь и Спаситель от лица принятого Им человека говорит: Ты же отверг и презрел, отдалил Помазанного Твоего и уничтожил завет с Рабом Твоим. А что в псалме сорок третьем говорится от лица праведных: Ныне же Ты отверг и посрамил нас, это следует из дальнейшего: Все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не поступали против завета Твоего неправедно, и не отступило назад сердце наше (Пс. 43:1819). Итак, в конце Господь примет ту, которая казалась отвергнутою в ее испытаниях; и сделает их, именно – сынов отвергнутой и изгнанной, т. е. Церкви, славными и именитыми по всей земле. Кого другого мы можем понимать под именитыми сынами церкви, как не апостолов. Вот посмотри на Петра и Павла, на Матвея и Иоанна, и подумай о том, что в них на деле осуществилось обетование Аврааму: Возвеличу имя твое. В Церкви ежедневно называется, ежедневно провозглашается имя их. Это не потому, что для них полезно быть именуемыми в Церкви, а потому, что мы, величающие их и прочитывающие их писания, наследуем спасение. В то время, говорит, когда утесненная и отвергнутая будет принята, когда и сыны ее будут назначены к славе (ибо прославляется [или: будет прославляться] Господь в подвижниках Своих, когда увидит их увенчанными, как прославился Он от Иова вопреки козням диавола; посему и Апостол, радуясь о совершенстве учеников своих, говорит: И также чрез вашу славу), – [в то время] будут посрамлены бывшие врагами вашими и поносившие вас; тогда увидят они, что блаженны те, которых они считали несчастными; и могущественными и славными сделались те, которых они почитали бедными и отверженными. Тогда увидят, что пленение их, чрез которое они были под властью в сей трудной жизни, отведено в небесный Иерусалим, и сами они восстанут, чтобы быть вечным позором и смятением [для других]. О Христе Иисусе! Подай нам, притесненным, опечаленным и отвергнутым в сей жизни, быть принятыми и предназначенными к славе; пусть придут в смятение гады, пусть прекратится шипение, пусть яд утратит свою силу, и его позор да послужит ко спасению. – Это по тексту Семидесяти. Еврейский же текст, за исключением первых слов, о которых мы говорили в начале предыдущего отрывка, в немногом только не согласен с их переводом, и, но мнению моему, не нуждается в [особом] разъяснении.

См. также Толкование на Соф. 3:14

Толкование на пророка Софонию.

Лопухин А.П.

Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их

См. Толкование на Соф. 3:14