Толкования на Суд. 1:15

Свт. Григорий Двоеслов

Ахса сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей Халев источники верхние и источники нижние

В целом существуют два вида раскаяния, ибо жаждущая Бога душа сначала раскаивается из страха, затем - из любви. Сначала [душа] предаётся слезам, потому что, сознавая свои грехи, она устрашается вечным наказанием. Когда же страх утихает от долгой скорби раскаяния, рождается чувство уверенности в надежде на прощение и в душе начинает пылать любовь к небесным радостям. Тот, кто прежде проливал слёзы из страха перед наказанием, начинает неистово оплакивать своё отдаление от Царства. И вот разуму открывается, каковы эти хоры ангелов, каково сообщество святых, каково величие постоянного видения Бога - тогда [кающийся] с большей горечью предаётся скорби, нежели те слёзы, которые он проливал из боязни вечных мук. Так бывает, что совершенное раскаяние из страха приводит душу к раскаянию из любви.

Это прекрасно [передано] в символической форме в одной из исторических книг Писания. Там написано, что Ахса, дочь Халева, вздыхала, сидя на осле. И Халев спросил её: что тебе? Ахса ответила: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей [Халев] источники верхние и источники нижние (Суд. 1:15). Конечно же, Ахса сидела на осле, потому что душа её возвышалась над неразумными стремлениями её плоти. Воздыхания, с которыми она просила у отца источники воды, [означают], что с глубокой скорбью нужно испрашивать у нашего Создателя благодать слёз. Есть [люди], которые обрели дар открыто говорить о справедливости, защищать притесняемых, делиться имуществом с нуждающимися, страстно исповедовать веру, но которые всё ещё не обрели благодать слёз. Они, можно сказать, имеют землю полуденную, но они всё ещё нуждаются в источниках вод, потому что теперь, когда они ревностно творят многие дела добра, им нужно оплакать и свои прежние грехи, либо из страха перед наказанием, либо из любви к Царству Небесному.

А так как есть два вида раскаяния, то Халев дал дочери источники верхние и источники нижние. Душа получает источники верхние, когда рыдает от стремления [войти] в Царство Небесное; она принимает источники нижние, когда рыдает из страха [оказаться] в аду. Сначала же даются источники нижние и только потом - верхние. Но поскольку раскаяние из любви выше достоинством, то с необходимостью верхние источники упомянуты прежде нижних.

Диалоги.

Блж. Феодорит Кирский

Ахса сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей Халев источники верхние и источники нижние

Что значит сказанное: «даждь ми… исходища (λύτρωσιν) водная…, исходища вышних и исходища нижних»? Симмах слово: исходища перевел орошение, и слово: нижних – равнин. Асхань мужем своим Гофониилом научена была просить себе поле, и потому просила орошения водного, и получила по прошению своему не только равнину, но и нагорную страну. Ибо слова: «по сердцу ея» (Суд. 1:15) означают, что было ей желательно. Вышними названы в книге нагорные места, а нижними – долины.

Толкование на книгу Судей.

Лопухин А.П.

Ахса сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей Халев источники верхние и источники нижние

См. Толкование на Суд. 1:10