Толкования на Суд. 3:9

Прп. Иоанн Кассиан

Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова

Мы часто находим этот вопль нужды в Священном Писании, когда читаем, что за грехи дети Израиля были преданы Господом в руки врагов их и что, переменившись от их господства и суровой жестокости, они [начинали] вопить к Господу. И Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который любой рукой пользовался, как правой (Суд. 3:15). И снова говорит Писание: Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова (Суд. 3:9). И в псалмах говорится о них: Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их (Пс. 77:34-35). И опять же: Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их (Пс. 106:6, 13, 19, 28). Из этих трёх видов [призыва Господа в нужде], хотя первые два, кажется, имеют лучшее начало, мы обнаруживаем, что даже и в третьем (о котором говорит псалмопевец), хотя он представляется более низким, бывали люди, совершенные и пылающие духом, похожие на тех, которые имели превосходное начало в служении Господу и остаток своей жизни провели в похвальном рвении о духе. Сходным образом, есть многие, начинавшие прохладно и упавшие с высокой ступени, а часто и закончившие предосудительно. И так как не было для них преградой то, что они, похоже, обратились не по собственной воле, а силой необходимости, а благость Господа давала им возможность почувствовать угрызения совести, то их обращение не принесло им пользы, потому что они не стремились остаток дней прожить соответствующим образом.

Собеседования.

Блж. Феодорит Кирский

Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова

Каким образом Гофониил и брат Халеву, и сын Кенеза, тогда как Халев был сын Иефонии? Вероятно и то, что Иефония имел два имени, и назывался еще Кенезом. Вероятно и то, что Гофониил и Халев были от разных отцев, но от одной матери, и Халев имел отцем Иефонию, по смерти же Иефонии матерь его вступила в супружество с Кенезом, и родила Гофониила. А что городом фиников назван Иерихон, показывает это история Еглома. Ибо сказано: «и иде Еглом, и порази сынов израилевых, и взя град финическ» (Суд. 3:13); и чрез несколько слов: «и Еглом обратися от идол, иже в Галгалех, и рече Аод Еглому: слово мне есть к тебе тайно царю» (Суд. 3:19). Но Галгалы недалеко от Иерихона. Железо ножа писатель назвал пламенем [В слав. тексте переведено: острие.]) (φλοξ), а рукоять – мечем (παραξιφος). Ибо говорится следующее: «и извлече нож, иже над стегном его десным, и вонзе во чрево Егломово: и втисне и рукоять за острием, и заключи тук мечь» (Суд. 3:21–22).

Толкование на книгу Судей.

Ориген

Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова

[Писание] называет спасителем Гофониила, который переводится как «время Божие для меня». Итак, этот Гофониил избавил тот прежний народ от унизительного рабства, и народу был возвращен мир, который был отнят за прежнюю гордыню и различные преступления народа. Но поскольку мы уже сказали, что под неким духовным царем и князем враждебных и господствующих в воздухе сил может пониматься Хусарсафем, мне кажется вполне последовательным, что этот Гофониил, который был воздвигнут для освобождения народа, есть один из небесного воинства и множества архангелов, которые посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14). И эти ангелы суть спасители, которые обозначаются под видом Гофониила и Аода, потому что, как мы не раз показывали, на нас не только нападают враждебные силы, но Господом посылаются нам на помощь и добрые божественные силы.

Гомилии на Книгу Судей.

Лопухин А.П.

Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова

Когда израильтяне, притесняемые Xусарсафемом, обратились к Господу, тогда Господь воздвиг им избавителя в лице Гофониила, сына Кеназа. Ср. о Гофонииле Нав. 15:17; Суд. 1:13.

Толковая Библия.