Толкования на Втор. 1:15

Прп. Ефрем Сирин

И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим

См. Толкование на Втор. 1:13

Блаж. Августин

И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим

Затем Моисей поставил в народе Божием людей, которые обязаны были заведовать обучением грамотности, хотя еще не были знакомы ни с одной буквой божественного Закона. Писание называет их письмоводителями (grammatoeisagogous), то есть водителями письмен или в письмена: так как они некоторым образом вводят письмена в сердце учащихся, или лучше - вводят в письмена тех, кого обучают.

О граде Божием.

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия в день Трех Святителей (30 января), также во дни памяти Вселенских Соборов, и в неделю Святых Отец, пред Рождеством Христовым. Втор. 1:8–11, 15–17. В сей паримии излагается та часть речей Моисея к сынам Израилевым, в которой он вспоминает об избрании помощников ему по части судебной.

И взях от вас мужи мудры и уметельны и смысленны, и поставих их владети над вами тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим

Избрание на судебные должности мужей мудрых и уметельных и смысленных, т.е. вообще рассудительных в теоретическом и практическом отношении, предоставлено было народу по коленам. Моисей утвердил этот выбор, и выбранных поставил владеть сынами Израиля, – заправлять ими в пределах судебной власти. По кругу этой власти одни из судей назывались тысяченачальниками, другие – стоначальниками, третьи – пятьдесятоначальниками, четвертые – десятоначальниками. Менее важные дела разбираемы были десятоначальниками, более важные восходили на рассмотрение к высшим представителям судебной власти. Дел, которые по особенной важности должны были поступать от них на решение к самому Моисею, было немного, и таким образом у него оставалось больше свободного времени для собственно начальственных распоряжений. При судьях учреждена была должность, тоже по выбору, письмоводителей, т.е. делопроизводителей, которые вели запись поступающим делам и записывали судейские приговоры. Этот закон о судьях имел силу собственно на время странствования Евреев, по водворении же их в земле обетованной, должен был вступить в действие другой закон, по которому каждое местечко должно было иметь собственных судей (Втор. 16:18) из местных старейшин, и им предоставлено было право за некоторые преступления (например, за буйство сына против отца) казнить смертью виновных (Втор. 21:20). В спорных или особенно затруднительных случаях местные судьи должны были по закону обращаться к посредничеству священников при скинии или храме. Как знатоки и толкователи закона, священники могли постановлять окончательное решение, которому подсудимые должны были непременно подчиняться под страхом смерти за ослушание (Втор. 17:8-12. Слич. 1Пар. 23:4; 2Пар. 19:8–10).

Толкование на паремии из книги Второзакония.

Лопухин А.П.

И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим

См. Толкование на Втор. 1:9