Толкования на Втор. 10:16

Прп. Исихий Иерусалимский

Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны

Сие-то таинственно открывает Он уму, с непрерывным рвением хранящему заповедь Его, которая говорит: «обрежите жестокосердие ваше» (Втор. 10:16). – Да, дивным истинам, как уже сказано, научает человека тщательное трезвение. Божество нелицеприятно. Почему Господь говорит: «слышите Меня и уразумейте; иже бо имать, дастся ему, и преизбудет ему; а иже не имать, и еже имать, возмется от него» (Мф. 13:12-13); и еще: «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28). Не тем ли паче к этому поспешествуют им сии добродетели (трезвение и молитва)?

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Магн Аврелий Кассиодор

Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны

См. Толкование на Исх 32:9

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV. Паримия в праздник Трех Вселенских Святителей (30-го января), во дни памяти Вселенских Соборов и в Неделю Святых Отец (в декабре пред Рождеством Христовым) (Втор. 10:14–21). Эта паримия содержит речь Моисея, в которой он увещавает Израильтян памятовать любовь к ним Господа и предостерегает от неверности Ему.

И обрежите жестосердие ваше и выя вашея не ожесточите к тому

Обрежите жестосердие ваше. Известный обряд обрезания, установленный при Аврааме, был знаком вступления в завет с Богом. Как знак, обрезание напоминало сынам Израиля о долге быть верными завету с Богом, с неизменною верностью служить Ему единому и свято исполнять Его заповеди. Неверный Богу Еврей был то же, что язычник. Он отличался от язычника только по плоти, по наружному обрезанию, но не по внутреннему расположению, ибо по внутреннему расположению был далек от Бога. Потому Апостол Павел говорит: «не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, по плоти, но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце по духу» (Рим. 2:28–29). Отсюда в обличение неверным и непокорным Богу Иудеям говорится в Писании, что у них необрезанное сердце (Лев. 26:41), что они необрезаны сердцами и ушами (Деян. 7:51). Это значит, что хотя у них посредством наружного обрезания сняты покровы с края их плоти, но души их остаются покрытыми грубою корою непослушания Богу, упорного противления Ему. Отсюда увещание – обрезать крайнюю плоть сердца (Иер. 4:4), т.е. употребить усилия к тому, чтобы искоренить из сердца дух противления и непокорства Богу. Тот же смысл имеют и слова Моисея: обрежите жестосердие ваше. В подобном же смысле должны быть понимаемы остальные слова рассматриваемого стиха: и выя (шеи) вашея не ожесточите к тому. Моисей неоднократно называет народ Еврейский жестоковыйным народом, т.е. с негнущеюся шеею (Исх. 32:9, 34:9), в том смысле, что подобно дикому или упрямому животному, не дающему наложить на свою шею ярма, он уклоняется от подчинения закону Божию, не любит ходить под игом, под руководством его. От этого упрямства на будущее время Моисей предостерегает сынов Израиля словами выя вашея не ожесточите к тому, – т.е. вперед смиренно несите иго заповедей Господних.

Толкование на паремии из книги Второзакония.

Лопухин А.П.

Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны

Выражение «обрезать крайнюю плоть сердца» означает добродетель внутреннего добровольного самоограничения человека в его недостойных помыслах (Мф XV:19), чувствованиях и поступках (Лев ХXVI:41; Иер IV:4; Иез XLIV:9; Деян VII:51).