Толкования на Втор. 24:6

Прп. Ефрем Сирин

Да не возмеши в залог верхнего и нижнего жерновного камня

Нижним жерновным камнем называет иудейскую синагогу, а верхним - закон, впоследствии отнятый у Иудеев, или самого Отца, Вождя их, который как бы носим был на учении Пророков.

Толкование на книгу Второзаконие.

Флавий Патерий

Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу

Иногда мы говорим брать вместо «похищать». Почему и птиц, которые берут и уносят других птиц, называют хищниками. Почему и Павел говорит: Вы терпите, когда кто вас объедает, когда кто обирает (2 Кор 11:20). Как если бы он сказал: «Если кто похищает». А залог - это исповедь грешника. Ибо залог берется у должника как признание в грехе уже согрешившего. Надежда и страх - как верхний жернов и нижний. Ибо надежда возносит ввысь, страх же прижимает сердце долу. Но жернов верхний и нижний по необходимости так между собой соединяются, что один без другого не действует. Так в душе грешника всегда должны соединяться надежда и боязнь, ибо тщетно надеется на милосердие тот, кто не боится возмездия, тщетно боится возмездия тот, кто не надеется при этом на милосердие. А в качестве залога принимать жернов верхний или нижний запрещается, потому что тот, кто проповедует грешнику, должен так обдуманно строить проповедь, чтобы не уничтожить страх, оставив только надежду, или, уничтожив надежду, оставить его только в страхе. А верхний и нижний жернов принимается, если от слова проповедника в груди грешника или страх отделяется от надежды, или надежда от страха.

Изъяснение Ветхого и Нового Заветов.

Лопухин А.П.

Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу

Жернова ручной мельницы — необходимая принадлежность повседневного житейского обихода на Востоке. Справедливо предположить, что узаконение, конкретно выраженное на примере ручной мельницы, распространялось и на другие предметы первой необходимости в хозяйстве.