Толкования на Зах. 1:14

Свт. Кирилл Александрийский

И рече ко мне ангел глаголяй во мне: возопий глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим

См. Толкование на Зах. 1:13

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14–16 И сказал ко мне ангел, который говорил во мне: «Восклицай говоря: Сие говорит Господь воинств: Я возревновал о Иерусалиме и о Сионе ревностию великою, и великим гневом разгневался [или: буду гневаться] на народы богатые. Так как Я гневался мало, они увеличили зло». Посему так говорит Господь: Я обращусь к Иерусалиму во многом милосердии, и дом Мой будет создан в нем, говорит Господь воинств, и плотничий шнур распрострется над Иерусалимом

И здесь снова находятся слова добрые, слова утешения, которые пророку повелевается воскликнуть: Господь возревновал о Иерусалиме и Сионе ревностию великою. А тот, кто ревнует, показывает любовь к той, которую ревнует, совсем не говоря так, как [говорил] чрез Иеремию: Как презирает жена мужа, так презрел Меня дом Израиля (Иер. 3:20), которому чрез Иезекииля Господь говорит: Гневаясь, Я уже не буду гневаться на тебя, и ревность Моя отступила от тебя (Иез. 16:42). Итак, Тот, Который взревновал о Иерусалиме и Сионе, – а это есть один и тот же город, – ныне гневается на народы, изобилующие богатствами, которых раньше Он назвал рыжими, пестрыми и белыми; ибо Он предназначил их для исправления [других], а они обращались жестоко с преданными в их руки. – Он хотел, чтобы сын был исправлен детоводителем, а они старались истреблять и наказывать его, как врага. Произошло подобное тому, что говорится у Исаии: Я предал их в руки твои; ты же не оказала им милосердия: старцу отяготила бремя и сказала: «Буду госпожею на веки» (Ис. 47:6). Ревность, как и гнев, понимаются в соответствии с человеческим представлением о страсти (ἀνδρωποπάδως). Но из этого места [пророчества] злословящие Ветхий Завет еретики с необходимостью убеждаются в том, что гневающийся Бог не желает погубить тех, на которых гневается, а только исправить их. Таким образом, говорит: Так как Я взревновал о Иерусалиме ревностью великою и о Сионе, которых враги угнетали более, чем Я хотел, посему так говорит Господь: «Обращусь к Иерусалиму не с одной только милостью, но со многим милосердием, и дом Мой», т. е. храм будет создан в нем при Зоровавеле и Иисусе, сыне Иоседека, и строительный шнур распрострется над Иерусалимом. Под Иерусалимом и Сионом, – [что значит] видение или место наблюдения мира, – которые помышляют не о войнах века сего, не о низменном и земном, а о мире и согласии и высоте небесной, можно разуметь Церковь. Бог, гневающийся на неё за грехи и пороки, и за постепенное охлаждение любви (Мф. 24:12), предает её преследованиям, чтобы она явилась, как чистое золото и серебро в горниле. А враги её, которым она предана, стремясь погубить её, наполнят Иерусалим кровью убитых от ворот до ворот. После этого Господь, обещающий мир и милосердие говорит, что имеет снова воссоздать её. И плотничий шнур или землемерная веревка будет протянута в нем соответственно определенным мерам и правильному расположению отдельных частей. А что это за канат, это показывается в следующей главе, где пророк говорит: Я поднял глаза мои и увидел: и вот муж, и в руке его землемерная веревка (Зах. 2:1). А храм Божий, который противники разрушили, мы можем видеть в достопоклоняемом Теле Господа, о котором Он сам говорил: Разорите храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19). Оно было сокрушено в страданиях, но восстановлено в воскресении, и стало семенем или зачатком всех храмов, о которых и Апостол говорит: Вы есте храм Божий и Дух Божий обитает в вас (2Кор. 6:16).

Толкование на пророка Захарию.