Толкования на Зах. 3:6

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 6-7 И Ангел стояше и засвидетельствоваше Ангел Господень ко Иисусу, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: аще в путех моих пойдеши, и повеления моя сохраниши, и ты разсудиши храм мой: и сохраниши двор мой, и дам ти сообращающыяся посреде стоящих сих

Хотя мы приняли, что Иисус иерей великий был прообразом Спасителя всех Христа; ибо для этого и в начале Аарон был поставлен, но в изъясняемых словах к сыну Иоседека сказано следующее: «сице глаголет Господь Вседержитель: аще в путех моих пойдеши, и повеления Моя сохраниши, и ты разсудиши дом Мой» и следующее за сим, – что не может быть сказано Христу; так как Он сам есть путь, сам – оправдание Бога и Отца, сам рассудил дом Его, владычествуя в нем, как Сын; и так как божественный Моисей был верным служителем во всем дому Божием, Христос же как Сын в доме Его (Евр.3:5–6); а дом Его составляем мы. Итак, это может быть сказано к сыну Иоседека, но никак не Христу. Бог возвестил, что священство сохранит свое значение и после времен плена, так что священнодействующие будут начальствовать над Израилем и управлять тем святым городом. Поелику наступили времена плена и храм был предан пламени и не приносились жертвы; то некоторые думали, что учреждения Моисея придут теперь в совершенное разрушение, и закон не будет иметь никакого значения, хотя еще не наступило время, в которое должен был явиться вочеловечившийся Единородный. Посему Бог, убеждая Израиля в том, что он опять подчинится древним обычаям и будет действовать под руководством священников, необходимо говорит, что если Иисус будет искренним хранителем закона; то он опять будет судить дом Его и будет находиться в прежней славе, при содействии святых ангелов. Ведь, мы отнюдь не утверждаем того, что древний закон был лишен премудрых целей. Хотя учреждения закона были в образах и тенях, но все же он существовал во славу Божию. На это, думаю, указывают слова: «дам ти сообращающыяся посреде стоящих сих», то есть, ангелов вместе с ним приносящих жертвы и совершающих священнослужение. Обрати внимание на то, как Священное Писание повсюду говорит, что святые Ангелы стоят, словом стояше указывая на то, что они не впадают в нерадение, но имеют ум как бы всегда прямой и не подверженный бессилию, но (твердо) стоящий с Богом. Так и у Иезекииля написано о Херувимах, что голени их прямы (Иез.1:7). Но ум человека весьма быстро ослабевает и легко впадает в недуг нерадения. Но святое множество высших духов стояло. Посему Богом сказано Сиону: «постави себе самого, Сионе» (Иер.31:21). И блаженный Давид возносил Богу благодарственные песни, так говоря: «постави на камени нозе мои» (Пс.39:3); боговдохновенный Псалмопевец под именем стояния здесь указывает на непоколебимость и крепость ума.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6–7 И Ангел Господень стоял; и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу говоря: Так говорит Господь воинств: Если ты будешь ходить по путям Моим и будешь стоять на страже Моей, то будешь также судить дом Мой и охранять дворы Мои, и Я дам тебе ходящих из этих, ныне здесь стоящих

Евреи, следуя прежде принятому порядку толкования, понимают эти, сказанные ангелом Господним, слова в отношении к Иисусу, сыну Иоседека в том смысле, что после снятия с него грязных одежд и восстановления в нем достоинства непорочного священства, ему дается повеление, – подобно тому, кик написано в Евангелии: Вот ты сделался здрав, не согрешай более, чтобы не было с тобою чего-либо худшего (Ин. 5:14), – и обещается ему награда: если он будет ходить по путям Господним и сохранять заповеди Господа, то и он сам будет судьей дома Его. т. е. постоянно пребудет Его первосвященником, и будет охранять дворы Его и жилища Его; и даст ему Господь из числа ангелов, которые в то время стояли перед лицом его, таких, помощь которых будет ему содействовать и сохранять его от всякого ухищрения врагов. – А по толкованию наших, относящих все это к Господу Спасителю, все сказанное ангелом Иисусу представляется затруднительным для изъяснения. Если Он будет ходить по путям Господа и сохранит заповеди Его, то и Сам будет судьей дома Его и стражем дворов Его и даст Ему Господь сопутствующих из тех, которые предстоят Ему.

Толкование на пророка Захарию.