Толкования на Зах. 3:10

Свт. Кирилл Александрийский

В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу его

Ясно указал на то, что после исследования их греха они подвергнутся всякому страданию, как бы ввергнуты будут в ров за распятие Христа. Но считает нужным предвозвестить и о том, что для верующих и возлюбивших Его это событие не только не будет бесполезным, но напротив будет служить источником радости и веселия. Об этом засвидетельствует праведный Симеон. Когда он увидел божественного Младенца и принял Его на руки, то он прорек, говоря: «се лежит сей на падение и на востание многих и в знамение пререкаемо» (Лк.2:34). Так накликавшие на свои собственные головы праведную кровь пали, были как бы низвержены, лежали и находились под ногами диавола, а народы языческие восстали. И Сам Христос негде предсказывал святым ученикам о крестном Своем страдании. Когда же Он увидел, что они пришли от этого в уныние, то утешал их, говоря: «жена, егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит, радостию радуется, яко родися человек в мир. И вы печаль имате убо ныне, последи же узрите мя, и возрадуется сердце ваше» (Ин.16:21–22). Так и воскресши из мертвых плакавшим в саду женам Он сказал: радуйтеся: так и каждому из любящих Его следует говорить после креста и воскресения: «обратил еси плач мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием» (Пс.29:12). Ведь после того, как Христос восстал и разрушил державу смерти, не тотчас ли исчезает плач и не отнимается ли всякая слеза от лица, по слову пророка? (Ис.25:8) Ибо как Бог Он по природе есть жизнь, хотя и явился во плоти. Итак, в «день оный», говорит, то есть в то время, в которое Он воскрес из мертвых и пали распинатели Его, «созовите кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу». И если бы кто захотел принять здесь такой простой и буквальный смысл; тот должен будет утверждать, что вышеприведенные слова указывают на духовные наслаждения. Кроме того, не безосновательно, думаю, будет указать и на то, что смоковницею и виноградом, кажется, называет церковь, о которой и божественный Псалмопевец напоминает, говоря прикровенно к вышнему и небесному жениху, то есть Христу: «жена твоя яко лоза плодовита во странах дому твоего» (Пс.127:3). И сам Бог всяческих негде сказал: «винограды зреюще даша воню, смоквы изнесе цвет свой» (Песн.2:13): ибо Он сказал, что виноградники благоухают и цветут и обнаруживают плоды, как бы о том времени, когда церкви получили свое начало чрез веру в Него: под этими (виноградниками) можно разуметь множество только что уверовавших, еще незрелое теперь, но в непродолжительном времени имеющее сделаться сладким и стремлениями к совершенству достигающее этого; ибо созрев и возросши «в мужа совершенна исполнения Христова» (Еф.4:13) мы сделались как бы сладкими Богу плодами, сроднившись с церковью, как бы с материю. Итак, если под смоковницею и виноградом разумеются церкви: то мы будем под их управлением находиться и среди них находить успокоение, говоря друг другу следующие пророческие слова: «приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему» (Ис.2:3). И если мы достигнем этого: то будет воздавать всякую похвалу призвавшим нас к этому, говоря опять следующее: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс.121:1): ибо под плодом мы по справедливости можем разуметь высшую нашу радость: почему опять скажем с Псалмопевцем: «едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святой его» (Пс.26:4).

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу

См. Толкование на Зах. 3:9

Блж. Иероним Стридонский

В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу

См. Толкование на Зах. 3:8

Лопухин А.П.

В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу

После того, как грехи народа будут прощены, для него наступит такое же благополучие, которым евреи наслаждались в мирное царствование Соломона (3 Цар IV:25).