Толкования на Зах. 4:7

Свт. Кирилл Александрийский

Кто ты еси горо великая, пред лицем Зоровавеля, еже исправити? и изнесу камень наследия, равенство благодати, благодать его

Изъясняемое место очень трудно для понимания; но мы скажем то, что признано нами самым лучшим и правильным. По-видимому, речь обращается как бы с упреком к горе великой, то есть к сатане, восстающему против Христа и противопоставляющему Ему силу своей жестокости, что и изображено нам прикровенно в предшествующем; ибо пророк говорил, что он видел Иисуса, иерея великого, стоящим пред лицом Ангела Господня и диавола, стоящим одесную его, «еже противитися ему». Ведь, насколько ему позволено и насколько он мог, он враждовал и страшно противодействовал домостроительству Спасителя, призывающего к спасению всех людей. Он (и Самого Христа) желал сделать своим поклонником, Показывая Ему (все царства мира и обещая отдать их Ему), если бы Он падши поклонился ему (Мф.4:8–9); потом и из самого лика святых апостолов он похитил ученика предателя, склонив его сделаться орудием жестокости иудейской. Посему это слово содержит упрек ему и говорит: «кто ты еси горо великая пред лицем Зоровавеля, еже исправити?» Выражение: «кто ты еси» нужно понимать не в том смысле, что как будто Он желает узнать, кто и откуда он; ибо будучи Богом, Он не не знал об этом; но в том смысле, что Он выражает к ней пренебрежение и не удостаивает ее никакого внимания, хотя бы она была горою великою и неодолимою и являющеюся пришествием желающему совершить это Христу, образом которого был Зоровавель, как мы уже сказали. Хотя змий-отступник имеет непреодолимое упорство, но он был попран Христом без труда и усилия: Он был по природе Бог и победитель над всеми. Так именно мы будем понимать сказанное, или же, если угодно, иным способом; ибо сказал, что не человеческою силою совершится в мире необходимое для жизни, и будет поставлен свещник, имеющий светильце, то есть Христа, и будут светить светильники, а по правую и по левую сторону светильца будут стоять две маслины, знаменующие два народа. Когда же кто-то спрашивает и как бы говорит: кто ты, обещающий совершить столь великие дела без всякого сопротивления и труда, тогда слышится Бог Отец, говорящий: «аз есмь гора великая пред лицем Зоровавеля, еже исправити», то есть, Я есмь превышающая все Природа, божественными совершенствами превышающая всякую славу и обладающая могуществом к своевременному совершению обетованного. И «пред лицом Зоровавеля» то есть: Христос знал своего Отца и изображал Его участником Своих дел, говоря: «о себе ничесоже творю. Отец же во мне пребываяй, той творит дела» (Ин.8:28, 14:10). Он как чрез свою собственную силу совершал дела чрез Сына, чрез Которого и в начале воззвал все к бытию и по справедливости составляет предмет удивления…… Опять и у премудрого Даниила Бог Отец назван горою, от которой без помощи руки отсечен был камень, сокрушивший золото, серебро, медь и железо и бывший образом Христа; ибо рожденный от Бога Отца неизреченно и непостижимо Сын сокрушил царства, чтоб Ему наконец вручена была власть над всем; «ему всяко колено поклонится и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп.2:10–11). Итак, как бы от горы Бога Отца отсеченный краеугольный и избранный камень – Бог соделался нам наследием; мы призваны чрез Него в усыновление и соделались наследниками Бога жива, равенством благодати приобретая благодать. Что же это такое? Израилю дарована была некая благодать, древняя та и славная; ибо они телесно избавлены были из Египта, свергли с себя наложенное на них притеснителями рабство, переведены были по средине моря, ели манну в пустыне, переходили пешком реки, так переправились чрез Иордан, введены были в землю обетования. Итак, это – благодать первая. Но в равенстве и сходстве с древнею тою благодатью дана была благодать от Христа, Который стал для нас камнем, как бы основанием или краеугольным и опять наследником, как Сын; ибо мы чрез Него сделались наследниками Бога. Каким же образом вторая благодать находится в равенстве с первою благодатью? Что для тех сделал в телесном или чувственном отношении, то для нас совершил Христос в духовном и умном смысле. Он избавил нас от рабства диаволу, как бы от необходимости месить глину и делать кирпич; Он освободил нас от мирских страстей и от плотских нечистот; перевел нас как бы чрез море; ибо мы прошли чрез волны настоящей жизни и горечь неразлучных с нею забот; мы ели хлеб небесный (таинственное слово); мы перешли чрез Иордан, получили обрезание в духе, получили в наследство вышний град, истинно святую землю, о которой и сам Христос упомянул, говоря: «блажени кротцыи яко тии наследят землю» (Мф.5:5). Думаю, что и премудрый евангелист Иоанн хотел указать на то же самое, когда говорил о Христе, что «от исполнения его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть: благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин.1:16–17); ибо служителем и посредником ветхой оной благодати был Моисей; а посредником второй благодати, имеющей подобие с тою, был Христос (ибо то были прообразы для истины, то есть еще только порождали красоту истины), лучшей и превосходнейшей настолько, насколько духовное по справедливости превосходнее воспринимаемого чувствами. И Павел, свидетельствуя об этом, пишет, что «лучшаго завета бысть испоручник Иисус» (Евр.7:22).

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Кто ты еси горо великая, пред лицем Зоровавеля? Ты не более, как равнина. Почему ты, племя Гога, почитаешь себя горою великою? За что уподобляют тебя, горе великой? Что умышляешь против Зоровавеля? Пред Зоровавелем ты распадшаяся гора; хотя почитаешь себя горою великою, но в самом деле ты равнина. И изнесу камень первейший равенства и благодати. Камень равенства, потому что все колена единодушно подчинятся Зоровавелю; и камень благодати, потому что правление его будет для них вожделенно, по причине славных побед и кротости.

Блж. Иероним Стридонский

Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: благодать, благодать на нем

См. Толкование на Зах. 4:2

Лопухин А.П.

Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем!»

См. Толкование на Зах. 4:6