Толкования на Зах. 4:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-9 И бысть слово Господне ко мне глаголя: руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его: и уразумееши, зане Господь Вседержитель посла мя к тебе

Вот и опять посредством чувственных предметов изображает нам духовные и некогда соделанное рукою Зоровавеля делает прообразом того, что чудесно совершено Христом; ибо когда страна Вавилонская покорена была Персами и Киром, тогда Израильтяне избавились от уз рабства и возвратились во Иерусалим. Когда же Дарий управлял страною Халдейскою; тогда Бог побуждал возвратившихся на родину тотчас вновь построить божественный храм во время царствования Зоровавеля и при первосвященнике Иисусе, сыне Иоседековом. Они уже приступили к этому делу, положены были первые основания и наконец возведены были стены; но когда некоторые стали противиться этому и зависть соседних язычников сделалась препятствием им в этом; то произошла остановка и уменьшение усердия к работам. Когда же Бог опять даровал им возможность строить, то храм наконец был окончен во время первосвященника Иисуса и во время царствования Зоровавеля. В этом заключается исторический смысл. Но так как происшедший из колена Иудина Зоровавель принят нами за прообраз Христа; то мы должны сказать, как и каким образом он начал строить дом Господа, а умосозерцаемый и духовный (Зоровавель) довершил его. В начале Он устроил Себе и Отцу некий дом и божественное жилище – синагогу иудейскую; ибо Он так называл ее, говоря о премудром Моисее: «аще будет в вас пророк Господень, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему, не тако якоже раб мой Моисей, во всем дому моем верен есть» (Чис.12:6–7). Итак, как бы положено основание дому чрез Христа, а между тем он был разрушен. Поэтому пророк Иеремия оплакивал его, как падший и низверженный, говоря: «дом Израилев падеся», и нет могущего восстановить его (Ам.5:1–2), но Христом он восстановлен и приведен в лучшее состояние, когда введены были в него язычники и явилась в мире церковь, которая есть «дом Бога жива» (1Тим.3:16), красоту которой возлюбил Господь всяческих и Бог. А что храм, воздвигнутый в последние времена, то есть церковь несравненно лучше первого, в этом удостоверил Тот, Кто сказал устами Аггея пророка: «кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами?» И спустя немного: «зане велия будет слава храма сего последня паче первыя, глаголет Господь Вседержитель» (Агг.2:3, 9). А что нерассудительно понимать это только в историческом смысле, в этом никто не усомнится, если примет в соображение то, что слава божественного храма последняя не может быть превосходнейшею первой. Если первый храм был сожжен и расхищен Вавилонянином Навуходоносором; то и после него воздвигнутый, по миновании плена, храм также сожжен был Римлянами, вместе с ним опустошившими и самый Иерусалим и всю Иудейскую страну. Итак, для понимания истины недостаточно изложения исторических событий. Последняя слава выше и превосходнее первой, когда «в храм святый и в жилище Божие Духом» взята была (назначена) церковь, ибо «мы утверждаемся на основании апостолов и пророков» (Еф.2:20–22), «посредством всяких взаимно скрепляющихся связей по действенности каждого члена соустрояясь» и составляясь (Еф.4:16), как бы вступая друг с другом в единство веры и любви чрез Духа для устроения святого храма. Мы камни живые. Посему и божественный Павел множество уверовавших называл то Божией нивой, то Божиим строением (1Кор.3:9). И мудрый Строитель положил основание; это есть Иисус Христос, на Котором все мы утверждены, чрез Которого и стоим и называемся храмами, имея Его в уме и сердце поселившимся и водворившимся чрез Духа.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8–10 И было ко мне слово Господне, говорящее: Руки Зоровавеля основали дом этот и руки его окончат его, и вы познаете, что Господь воинств послал меня к вам. Ибо кто презрел дни [как] маловажные? и возрадуются, и увидят в руке Зоровавеля камень оловянный. Эти семь очей суть [Вульг. без: суть] Господа, которые обозревают всю землю

Многое [об этом] говорится как Евреями, так и нашими. Из этого мы представим то, что нравится нам, исследуя большую часть и отвергая другое, чтобы, соблюдая историческую истину, из неё иметь возможность познать Того, Кто предсказывается чрез историю. Руки Зоровавеля, вождя Иудеев, возвратившихся из Вавилона, положили основания храма, и руки его достигли до вершины его, исполняя начатое, и окончательно отделывая то, что было начато. Мы читаем у Эздры, что храм был начат и окончен Зоровавелем (1Ездр. 4 и 1Ездр. 6). Пророк Захария говорит: «Когда над устрояемым вами храмом вы увидите положенную вами кровлю, тогда вы поймете, что Господь меня послал [к вам], а то, что я сказал, сказано по Его повелению. Ибо кто презрел дни незначительные? Кто употребляется здесь для обозначения редкого подобно тому, как [в словах]: Кто, думаешь ты, верный и благоразумный распорядитель? (Лк. 12:42) и: Господи, кто обитает в жилище Твоем, и кто взойдет на гору святую Твою (Пс. 14:1). Итак, редко кто презирает незначительные дни века сего и ни во что ставит царскую власть. Когда мы увидим вельмож века сего, блистающих золотом, сияющих пурпуром и драгоценными каменьями, окружающих себя войском, то скажем в себе: «Кто, по мнению твоему, презирает дни незначительные». Вот по этому Иаков, сознавая кратковременность жизни человеческой, говорит: Малы и весьма несчастны дни жизни моей (Быт. 47:9). Итак, те, которые будут презирать дни незначительные (а относит он это к царской власти, чтобы убедить Зоровавеля и Иисуса, и народ, которые строят храм Божий, нисколько не страшиться запрещения противников, но слушать повеления Господа), чрез презрение царского могущества, будут иметь радость и увидят помощь Спасителя, Который обещан от рода Зоровавеля и по крепости называется камнем и камнем оловянным. В Еврейском вместо этого написано abdil [или: abdel] (הבריל), потому что Он есть стена, сила и крепость верующих. Ибо, как олово защищает от огня другие металлы, и так как по природе своей медь и крепчайшее железо, если бывает без олова, раскаляется и сгорает; так и вся сила людей и ангелов, если не имеет помощи от Спасителя, является слабой и легко сокрушаемой. А оный камень, т. е. груда, что у Евреев выражается словом abdil, т. е. оловянный, имеет значение (ἐτυμολογεῖται) ἀποχωρίζων, т. е., отделяющий, указывающий различие; так что подобно тому, как олово разъединяет между собой металлы, смешанные и подделанные через огонь; так и Господь истинный судия и плавильщик (χωνευτής) от золота и серебра добрых дел отделяет медь и свинец пороков, чтобы осталось чистое золото и серебро. Этот отделитель (ἀποχωρίζων) и разделитель описывается в Евангелии другими словами: Его лопата в руке Его, и очистит житницу Свою, и отделит мякину от пшеницы (Лк. 3:17); Он восклицает чрез Иеремию: Что мякине до пшеницы, говорит Господь (Иер. 23:28). Многие из наших под руками Зоровавеля, которые основали дом и окончили его, разумеют Христа. Если мы это принимаем, то должны объяснить, что значит камень оловянный в руке Зоровавеля. В самом деле, не должно же в руке Христа видеть другого Христа? Хотя некоторые под оловянным камнем и разумеют тело Господа, которое не загрязнено никакими пороками и называется не свинцом, а чистейшим оловом. А семь очей, которыя обозревают всю землю и обо всем разсуждают, это, – как мы выше сказали, – семь духов, а также и то, что нет ничего скрытаго от Бога, Который знает о прошедшем, настоящем и будущем и воздает каждому по делам его, особенно когда придет в лице разделяющего добрых от злых и в лице соединяющего (соnflator – χωνεύς).

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

И было ко мне слово Господне

См. Толкование на Зах. 4:6