Толкования на Зах. 4:10

Свт. Кирилл Александрийский

Зане кто укорил во дни малы? и возрадуются, и увидят камень оловян в руце Зоровавеля. Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю

Видение не об имеющих скоро совершиться событиях, но о тех, которые будут приведены в исполнение во времена пришествия Спасителя всех нас Христа, которое было в последние времена настоящего века. Впрочем эти времена не слишком отдаленные от объясняемого нами пророчества или от построения храма, воздвигнутого рукою Зоровавеля. Итак, если бы кто-нибудь, говорит, признал ничтожным эти малые промежуточные и немногочисленные дни или ни во что поставил бы эту отсрочку, не заботясь об этом, то он непременно исполнится всякой радости. Он возрадуется и увидит камень оловянный в руке Зоровавеля. Камнем же оловянным назвал Христа. И если бы кто пожелал узнать причину этого, то я тотчас бы указал на то, что и другими признается и нами самими принимается за правду, а именно: олово, говорят, есть сплав из меди и свинца и вследствие этого оно не лишено совсем твердости, но не имеет недостатка и в мягкости. Так и Еммануила мы подобным же неким образом представляем состоящим из несокрушимого божества и из подверженного страданиям человечества. Надобно знать, что и камень адамант, говорят, легко разбивается свинцом, хотя он не испытывает этого от другого вещества. Итак, говорим, что Христос хотя и благ, но и всесилен, – хотя как Бог не имеет жестокости, но и сокрушает сатану, как некий адамант, о котором (сатане) написано: «сердце его ожесте аки камень, стоит же аки наковальня неподвижна» (Иов.41:15). Кажется, и в иных случаях олово или свинец необходимо берется для очищения чрез огонь от другого вещества, особенно же это необходимо бывает для художников, выделывающих что-либо из серебра. Поэтому Бог негде опять устами Иеремии сказал то же самое прикровенно: «оскуде мех от огня, истле олово: всуе ковачь сребро кует, лукавства бо их не истаяша» (Иер.6:29). Итак, олову или свинцу уподобляет Христа потому, что Он истребляет нечистоты, освобождает от всего бесполезного и очищает духовно. Посему если бы кто, говорит, оказался выше вторжения промежуточных времен и не обратил никакого внимания на разделяющие непродолжительные дни, то он возрадуется и увидит камень оловянный в руке Зоровавеля. Но что же означает выражение: в руке Зоровавеля? Боговдохновенное Писание под рукою разумеет и силу и власть. Итак, в силе, или во власти Зоровавеля увидит камень оловянный, то есть Христа; ибо Зоровавель, как я сказал, происходивший из колена Иудина, царствовал над Израильтянами. И Христос воцарился над Израилем, не по чину нашему то есть получив царство ограниченное и определенное временем; но как истинный Бог Он имеет царство, продолжающееся в бесконечные веки. Об этом засвидетельствует блаженный Гавриил, говорящий о Нем святой Деве, что она «родит Сына и наречет имя Ему Иисус» и присовокупил: и «даст Ему Господь Бог престол Давида отца его и воцарится в дому Израиля во веки и царствию его не будет конца» (Лк.1:31–33). Итак, в руке Зоровавеля, то есть как бы в силе и власти Зоровавеля некогда будет видим камень оловянный. И тотчас слово пророческое к этому присовокупляет: «седмь сил очеса Господня суть, призирающая на всю землю». Что же это такое? Очами Господними назвал или те семь светильников, которые пророк видел в лампаде, чтобы мы разумели под ними святых, чрез которых освещается вся земля и удостаивается божественного наблюдения; или же по моему мнению, это знаменует то, что Бог всяческих и Отец не оставит без своего попечения своих тварей; но как бы многими и неусыпными очами надзирая за всем, подаст живущим на земле камень из чистого олова, то есть Христа, чрез Которого и в отношении к нам совершилось посещение и призрение: ибо «посетил есть нас восток свыше», по написанному (Лк.1:78). И если мы есмы «тело Христово и уди отчасти» (1Кор.12:27); то, думаю, не будет никакой несправедливости сказать, что очами могут быть признаны святые тайноводители, как имеющие преимущество и превосходство над другими и потому, как я думаю, названные епископами; чрез них Господь наш Иисус Христос надзирает за верующими в Него. Почему Христос называется камнем из чистого олова, – это можно понимать и иным способом. Обладая объединяющими свойствами, олово соединяет в одно то, что разъединено. Нечто подобное совершил и Христос в отношении к нам, если истинно то, что Он два народа созидает «во единаго новаго человека, творя мир и примиряя во едином теле обоих» в единение чрез Духа (Еф.2:15–16). Поэтому и камень назван краеугольным, связывающим воедино два народа, как я сказал: соединил же Он нас, живущих на земле не только с ангелами, но чрез Себя и с Богом и Отцом, уничтожив грех, лежавший средостением и наподобие стены отделявший нас от Него.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю, то есть те семь очей, которые видишь на камне, представляют собою семь народных правителей, которые, повинуясь воле Божией, исполняют свое служение, как надлежит праведникам. В смысле духовном семь очей Господних, призирающих на всю землю, манием Господним поддерживаемую, означают семь действ Святого Духа, в которых являет Он присутствие Свое. И увидите камень отвеса в руку Зоровавеля, то есть вы, Иудеи, увидите камень отвеса, сделанный из олова, какой строители зданий употребляют для определения прямизны стен здания. В смысле духовном сими словами Пророк выражает, что Иудеи увидят силы и знамения, совершаемые рукою Зоровавеля. А по моему мнению сей камень означает Духа Господня, ибо в след за сим сказано: седмь сия очеса Господня суть.

Прп. Максим Исповедник

И возрадуются, и увидят камень, иже от чистаго олова, в руку Зоровавеля: седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю

Таков истинный Зоровавель, Избавитель пленников, имеющий в руке [Своей] камень, иже от чистого олова, украшенный семью очами Господа, которыми Бог призирает на всю землю. Ведь если следовать буквальному толкованию, то Зоровавель никак не мог держать в руке камень чистого олова, имеющий семь очей Господа, взирающий на всю землю. А поскольку такое толкование невозможно, мы [опять] обращаемся к [духовному] смыслу написанного.

Зоровавель есть, как часто уже говорилось, Господь Бог наш Иисус Христос. Камень Его есть вера в Него, а [слова] «в руке» означают то, что вера во Христа становится явной посредством исполнения заповедей. Ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26), как и дела без веры. Ведь очевидно, что «рука» есть символ делания. Поэтому Господь, неся в руках камень, научает нас обладать деятельной верой в Него, украшенной семью очами Господа, то есть семью энергиями Святого Духа. <…>

Ведь всякий, кто вследствие бездействия [в осуществлении] заповедей вырвал у самого себя таковые очи веры, естественно, становится осужденным, поскольку не имеет Бога, взирающего на него. И, думаю, по той причине в Писании вера называется «камнем чистого олова», что она является и наказывающей тех, кто не украшает ее заповедями, и спасающей тех, кто сохраняет ее сияющей с помощью энергий Духа. Ибо великий Симеон, говоря о Господе, изрек, что Он будет на падение и на восстание многих в Израиле (Лк. 2:34) – на падение неверующих и на восстание верующих. Ибо, как говорят некоторые, олово состоит из серебра и свинца. А свинец является символом воспитания, наказания, кары и тяжести осуждения; серебро же есть образ сияния, славы и блеска. Если же это так, то вера, обозначаемая через олово, с одной стороны, немощью плоти, словно свинцом, воспитывает, наказывает, карает и осуждает тех, кто вследствие [своего] бездействия [в осуществлении] заповедей оказались негодными для нее, – а ведь эта плоть получила крепость благодаря соединению с [Богом] Словом. С другой стороны, эта же вера заставляет блистать, прославляет, просвещает и ведет к обожению тех, кто вследствие исполнения заповедей оказались испытанными в ней, обладая, словно серебром, Божеством Слова, Которое целиком, насколько это: возможно, озаряет достойных.

Некоторые понимают «камень чистого олова» как [образ] Господа нашего Иисуса Христа, состоящего из двух природ – Божества и человечества. И если кто желает рассмотреть веру во Христа или Его Самого более духовным образом, то и вера, и Сам Христос предстанут перед ним, с одной стороны, как свинец, воспитывающий душу, наказывающий плоть, карающий страсти и осуждающий бесов, а с другой – как серебро, покрывающее сиянием добродетелей ум, прославляющее его знаниями и, благодаря обожению, делающее его [целиком] светом – подобием Первого Света. Согласно такому пониманию, [легко] постигается и [смысл слов] «падение» и «восстание», причиной которых является Господь. Ибо Он производит «падение» плоти или плотских помышлений, грехов и бесов, а «восстание» – ума или духовного помышления, естественных добродетелей и мыслей, [в своей совокупности] объемлющих ведение. И если сказать кратко, Слово производит в достойных падение ветхого по Адаму человека и буквы закона – и восстание нового по Нему Самому человека и закона Духа.

Возможно, в Писании вера потому сравнивается с камнем чистого олова, что обладавшие ею и очернившие [своими пороками] ее добродетель и ведение могут через покаяние и в соответствии с деланием и созерцанием вновь заставить блистать ее и вернуть сразу свойственное ей светлое сияние жизни.

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю

См. Толкование на Зах. 4:8

Лопухин А.П.

Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю

См. Толкование на Зах. 4:6