Толкования на Зах. 7:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-10 И быть слово Господне к Захарии, глаголя: еще глаголет Господь Вседержитель: суд праведен судите, и милость и щедроты творите кийждо к брату своему, а вдовицы, и сира, и пришелца, и убога не насилствуйте, и злобы кийждо брата своего да не помнит в сердцах своих

Отвергнув плач, как ненужный и бесполезный, и порицая их напрасный труд, направляет их к тому, что наиболее всего полезно и, со всею ясностью указав им на благоугодный для Него путь жизни, Он уясняет смысл как самого закона, так и пророков. Законодатель радуется при виде правого и непорочного суда, а в особенности же Он чтит милосердие и взаимную любовь и удостаивает похвалы любовь к сиротам и сострадательность к женщинам, несущим бремя вдовства. Но Он отвращается, как от нечистого, от лихоимства или от притеснения слабейших и желает, чтоб они, усвоив такое настроение духа, были добрыми и незлопамятными. Негде и сам Христос сказал: «отпущайте, и отпустят вам» (Лк.6:37) и молящихся учил, говоря: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12); ибо милосердый Бог прощает грехи тем, которые прощают другим, «путие же злопомнящих в смерть», по написанному в книге Притчей (Притч. 12:28).

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8–14 И было слово Господа к Захарии, говорящее: Сие говорит Господь воинств говоря: Судите судом истинным и оказывайте каждый брату своему милосердие и сострадание. И не злословьте вдовы, сироты, пришельца и бедного, и да не замышляет человек зла в сердце своем против брата своего. И они не захотели внимать, и повернули плечо в сторону [capulam recedentem], и отягчили уши свои, чтобы не слушать, и серце свое сделали, подобным алмазу [или: как алмаз], чтобы не слушать закона и слов, которыя Господь воинств послал в Духе Своем чрез уста [manum] благочестивых пророков, и было от Господа воинств великое негодование. И было так: как Я взывал, а они не слышали, так и они будут восклицать, и Я не услышу, говорит Господь воинств. И Я разсеял их по царствам, которых они не знают, и земля была опустошена ими, так что нет ни проходящего ни возвращающегося [по ней]; и обратили они землю желанную в пустыню

Этого преимущественно Я хотел и об этом заботился, а не поста в пятый и седьмой месяцы от отчаяния и смерти; но вы, не исполняя этого, преданы пленению. Судите судом праведным, чтобы не услышать [находящегося] в псалмах: Доколе вы судите неправдою и принимаете лица грешников? Судите сироту и вдовицу, оправдывайте приниженного и бедного(Пс. 81:23), чтобы не сказал вам также и Исаия: Которые оправдывают нечестивого за подарки и отнимают у правого по праву принадлежащее ему (Ис. 5:23); ведь из-за вас Аввакум делает упрек Богу от лица угнетаемых: Против меня совершается суд и судья получает [взятку]; посему разсеян закон, и суд не дошел до конца, ибо нечестивый утесняет бедного (Авв. 1:34). И не будем думать, что [это] новая заповедь Божия: некогда чрез Моисея Он повелел тоже самое: Ты будешь судить великого, как и малого; не взирай на лице и не оказывай милосердия бедным на суде: ибо это суд Божий (Втор. 1:17). Каждый также пусть оказывает милосердие и сострадание к брату своему. За строгим судом пусть следует снисхождение ко всем и преимущественно к братьям, под которыми мы разумеем братьев или единокровных, или единых по вере с нами. Также и вдову и сироту, о которых нам сказано: Будь отцом сиротам и мужем матери их, судя сироту и оправдывая вдову (Сир. 4:10). Не подвергайте утеснениям ни пришельца, ни бедного, ибо первого принижает его переселение к чужим, а второго – его бедность. И пусть человек не замышляет в сердце своем зла против брата своего, или, как читается у Семидесяти: Да не вспоминает каждый в сердце своем злобы брата своего. А под братом и ближним мы должны разуметь или весь род человеческий, ибо мы произошли от одного родителя, или тех, которые являются домашними [ближними] нам по вере, соответственно притче Евангельской (Лк. 10:67, 30–37), которая дает разуметь, что ближний есть не единокровный [только], а все люди. А что гнев должен прекратиться прежде захождения солнца, и что воспоминание о всем зле, которое мы претерпели от других, должно изгладиться, об этом мы читаем во многих местах и преимущественно у говорящего от лица Божия Иеремии: И да не вспоминает каждый из вас злобы ближнего в серце своем. Хотя Я и заповедал это, однако они не хотели внимать и повернули плечо в сторону [decedentem] или спину с презрением [contemnens], отвергая движением тела Мои повеления. В самом деле ведь мы имеем обыкновение поворачиваться спиной, когда с сморщенным лбом и поднятым носом выражаем презрение к увещающим, как написано: Они повернули ко Мне спины, а не лица (Иер. 2:27). И уши свои, говорит Он, отягчили, чтобы не слышать, как глухие аспиды, затыкающие свои уши, чтобы не слышать голоса укротителя и чародея, мудрого укротителя. Действительно, они отяготили уши свои, чтобы не слышать, и настроили сердце свое так, чтобы оно не утверждалось на законе Божием. Посему Исаия с угрозой говорит им: Отягчилось сердце народа этого, и ушами своими они с трудом слышали, и очи свои закрыли, чтобы не видеть очами своими, и не слышать ушами, и не внимать сердцем своим, и не обратиться, чтобы Я исцелил их (Ис. 6:10; Деян. 28:27). Следующие за тем по Еврейскому тексту слова: И сердце свое сделали подобно алмазу [или: как алмаз] обозначают сердце каменное и твердость сердца, ибо они не хотели принимать слова Божии. Алмаз – самый крепкий камень, – по-еврейски Samir (שמיר); он настолько тверд, что разбивает все металлы, а сам не разбивается ни об один. Посему у Греков он называется непреодолимым, [indomabilis]. Этим адамантом ожесточилось сердце Фараона, чтобы не отпустить народа Божия (Исх. 7:13 и дал.). И так как они имели у себя ожесточенное сердце, или сделали его твердым, как алмаз, своевольно проявляя жесткость сердца, чтобы не слушать слов Божиих, которые Он посылал в Духе Своем, т. е. во Святом Духе, через уста древних пророков, – Исаии, Осии и прочих, – которые имели руки чистые, и которые, очевидно, были до плена; то против великих грехов велико было и негодование Божие, и исполнились слова Господа, Который воздает по заслугам (par pari), так что, как они ходили пред Ним развращенно, так и Он отвратится от них; Он не услышит голоса взывающих к Нему, потому что и они, как глухие, презирали слова Господа. Посему и рассеет Он их по всем царствам, которых они не знают, по царствам Ассириян и Халдеев, Мидян и Персов и прочих народов, которые были подчинены их власти и по странам которых они рассеяны. Вся Иудея обратилась в пустыню, потому что не имела ни одного жителя и не было человека, ходящего по ней и возвращающегося. И они обратили в пустыню ту землю, которая преимущественно пред всеми землями была медовым сотом и вследствие чрезвычайного изобилия как бы текла медом и молоком. – Это же мы можем относить и к тем, которые, оставляя Церковь, были извержены из страны исповедания, так как не хотели внимать Господу, повернулись к Нему плечом с упорством, отягчили уши свои и сделали сердце свое подобным несокрушимому, не поддающемуся действию камню. И обратился против них гнев Божий, и рассеяны они по всем царствам пороков, и опустошена земля их, [т. е.] или душа, или тело, не имеющая обитающего в них Господа, и обращающегося в них Духа. И некогда вожделенная земля, бывшая жилищем Троицы, обратилась в пустыню, в место жилища драконов. – Мы быстро пробежали то, что является не представляющим препятствий [plana], чтобы было время для подробных рассуждений в местах темных. Ведь мы пишем не пространные и блестящие рассуждения, в которых играет речь, рассчитанная на рукоплескания, а толкования, назначение которых состоит в том, чтобы обходить очевидное и объяснять темное.

Толкование на пророка Захарию.