Толкования на Зах. 8:6

Свт. Кирилл Александрийский

Сице глаголет Господь Вседержитель: аще изнеможет пред останком людей сих во онех днех, еда и предо мною изнеможет? глаголет Господь Вседержитель

Великие и чрезвычайные дела обыкновенно возбуждают недоверие к себе и, приходя в исполнение, вызывают изумление. Так Сарра по неверию смеется над обетованием о рождении от нее Исаака, имея в виду старость свою (Быт.18:12) и представляя невозможность этого по законам человечества. Однако же сверх ожидания она родила сына, потому что Бог сделал это осуществимым. Так по всей вероятности и избавленные от плена колебались сомнениями и не очень уверены были, что они достигнут столь великого благоденствия, что Иерусалим будет наполнен старцами, и что в нем будут хороводы мальчиков и пляски девочек и наступят блага продолжительного мира; ибо они видели, что стены разрушены, дома сожжены, все окрестные города сделались жилищами диких зверей, потому что они совершенно лишились жителей, что поля, некогда весьма плодоносные и цветущие, теперь заросли терниями, не имеют ничего созревающего на них и сословие земледельцев совсем погибло. Вследствие всего этого, вероятно, как я сказал, являлось сомнение, как может исполниться обещанное им. Поэтому-то Бог не допускает сомнения, но повелевает надеяться и поддерживает их веру, говоря: «аще изнеможет пред останком людей во онех днех, еда и предо мною изнеможет?» Ибо что невозможно для вас; то без сомнения удобоисполнимо для всемогущего Бога; Он есть Господь сил, Своею волею без затруднения приводящий в исполнение угодное Ему, даже и вполне сверхъестественное. Бог и Отец, предвозвещая славные дела времени пришествия Спасителя нашего негде сказал Иудеям: «видите презорливии, и смотрите, и чудитеся: понеже дело аз делаю во днех ваших, ему же не имате веровати, аще кто исповесть вам» (Авв.1:5). Что же касается наших слов, то самое таинство вочеловечения превыше удивления и слова, равно как и проистекшие для нас отсюда благодеяния. В самом деле, не способно ли возбудить неверие то, что рожденное от Бога Слово соединилось с плотью и стало в образе раба и претерпело крест и подверглось оскорблениям и побоям и безумному неистовству Иудеев? Или не изумился ли бы всякий исполнению домостроительства спасения, когда сокрушен грех, обессилена смерть и удалено тление и человек, древле бывший беглым рабом, оказывается прославленным благодатию сыноположения? Посему да говорит Христос о сем так: «аще изнеможет пред останком людей сих во онех днех, еда и предо мною изнеможет?» Ибо для Него все легко и удобоисполнимо и если Он хочет совершить то, что необходимо: то ничто, думаю, не может воспрепятствовать Ему.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Сие говорит Господь воинств: Если [это] будет казаться трудно исполнимым в глазах остатков народа сего в дни оные, то разве это будет трудноисполнимым в очах Моих? говорит Господь воинств

К отдельным словам и мыслям, в которых Израилю обещается благополучие и почти невероятные по величию [своему] события, пророк присоединяет: Сие говорит Господь всемогущий, говоря другими словами [как бы] так: «Да не подумаете, что обещаемое мною есть мое и не отказывайте в доверии мне, как человеку: обещания, которые Я передаю, суть Божии». Выше Он сказал: старицы и старцы будут сидеть на улицах и вследствие долголетней жизни будут опираться руками на посохи; улицы и площади будут переполнены множеством народа; отроки и отроковицы как бы в праздничные дни будут устраивать веселые пиры, Иерусалим будет отстроен и восстановлен в состояние прежнего благополучия. Остаткам народа, возвратившимся из плена, это показалось невероятным, так как они видели, что город был почти уничтожен, стены в развалинах, ограды сожжены, свидетельствуя о разрушительности рук Вавилонян; поэтому пророк прибавляет: Если вам оставшимся от народа, бывшего в плену, кажется делом трудным или невозможным то, что Я предсказываю, будто во время восстановления Иерусалима наступит такое благополучие, то разве в очах Божиих будет [это] невозможным или трудным, когда Он устами моими говорит, что это сбудется? Ибо невозможное для людей возможно для Бога (Мф. 19:26). Мы видим, что это исполнилось также во времена преследований на церквах Христовых, когда жестокость гонителей достигла до такой степени неистовства, что они разрушали даже места наших собраний [храмы], предавали сожжению [наши] божественные книги; все острова, рудники и тюрьмы, были наполнены закованными в цепи многочисленными (gregibus) мучениками и исповедниками. Кто поверил бы в то время, что Церкви снова будут восстановлены теми самыми, которые их когда-то разрушили; конечно, это были не те же самые люди, но это та же самая правительственная власть, которая когда-то прежде вместе с богатыми сидела [как бы] в засаде (Пс. 10:2) и как бы по определению сената старалась изгладить имя Христово, ныне на средства государства устраивает церковные базилики и возводит высочайшие башни, украшая золотом не только своды и сияющие кровли, но и покрывая стены плитками из разноцветного мрамора, и благоговейно почитая, как защиту для римского государства, те священные книги, которые она прежде предавала огню, а теперь украшает золотом, пурпуром и различными драгоценными камнями.

Толкование на пророка Захарию.