Толкования на Зах. 8:10

Свт. Кирилл Александрийский

Зане прежде дней сих мзда человека не будет во успех и мзда скотов не будет и исходящему и входящему не будет мира от печали, и послю вся человеки когождо на искренняго своего

В еврейском издании идет речь не о будущем времени, но говорится о происшедшем, прежде дней онех, говорит, мзда человеков не бе во успех, и мзда скотом не бяше и опять: исходящему и входящему не бе мира. Такой оборот речи вполне соответствует ходу мысли и истина его подтверждается повествованием об исторических событиях. Вот на что хочет указать (пророческая) речь. Израильтяне пришли из Вавилона во святой город: но у них не было святыни на месте, после того как у них разрушен был древний храм, – не было жертвы и возлияния, потому что не было жертвенника. Тогда Бог всяческих побуждал их приложить самое горячее попечение о необходимейшем, – построить храм и соорудить в нем божественный жертвенник, так чтобы они имели возможность благообразно совершать установленное законом и умилостивлять Бога всяческих. Но они под разными предлогами откладывали это дело; то воображали, что у них недостанет на это денег, то указывали на злобу людей, мешающих им заниматься постройкой. Оскорбляя этим Бога, они были поражаемы частыми, друг за другом следующими ударами, неурожаями, говорю, засухами, нападениями и набегами соседних народов. Бог всяческих обвинял их в лености, так говоря устами пророка Аггея: «людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень. Аще время убо вам есть жити в домех истесанных, храм же Господу не создася» (Агг.1:2, 4). За то, что они предались: как я сказал, лености, они постоянно поражаемы были скудостью в самом необходимом и войнами с соседями. Когда же они воздвигли храм, – прекратились действия гнева божественного; у них во всем было довольство и они наслаждались большим благополучием. Посему и говорит: прежде дней онех, то есть прежде восстановления храма, мзда человеком не бе во успех и мзда скотом не бяше; ибо земледельцы оставались без награды за труд и, совсем не собрав плодов, вместе с утомленными волами удалялись с полей. Но и у выходящих и приходящих не было мира. Под входящими и исходящими из города разумеет тех, которые приходят в город или ради торговых занятий, или ради других дел. Итак, говорит, у них не было мира, потому что соседние народы, как я сказал, огорчали Израиля и каждый смотрел на близкого родственника, или брата, или соседа, как на одного из жестоких врагов.

Подобает знать, что прежде вочеловечения Единородного и прежде возникновения церкви ни людям, ни скотам не было никакой пользы; ибо те, которые считались в этой жизни разумнейшими и славились мудростью, которые и действительно могли бы считаться людьми, совершали напрасный и бесполезный труд над науками, будучи не в состоянии ни написать, ни уразуметь и ни сказать другим что-нибудь необходимое. Подобным образом и те, которые проводят грубую и скотскую жизнь, проводили жизнь без мзды; ибо они не могли совершить ничего похвального в очах Божиих. Но совсем не было и мира на земле, потому что полчище демонов все приводило в замешательство и наполняло землю смятением, так что дела и мысли всех находились как бы в смятении и колебании и не имели в себе ничего прочного.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Так как до дней тех не было ни награды людям, ни награды животным, и не было покоя ни входящему, ни исходящему вследствие напастей; и Я допустил, чтобы все люди, каждый отдельно, [нападали] на ближнего своего

Семьдесят все отнесли к будущему времени, а лучше [относить] к прошедшему, как это имеется в Еврейском тексте, и правильность [последовательного] толкования подтвердит [это]. До основания дома Божия и создания храма Господня всякий труд ваш был напрасным. И как люди, так и рабочий скот в земледелии, в торговле и разных работах трудились безуспешно вследствие бесполезности усилий: совне враги, а дома измена возмущали мирную жизнь, и всюду прекратилось правильное судопроизводство по причине частых воин и домашних козней друг против друга, когда брат не доверял брату, и все родственники стали враждовать между собой. Разумея то же самое, пророк Аггей говорит иными словами: И ныне устремите сердца свои от дня сего назад, пока еще не был положен камень на камень в храме Господнем, когда вы приходили к копне в двадцать четвериков, а было только десять, вы входили в точило, чтобы выжмать пятьдесят сосудов, а было двадцать. Я поразил вас ветром жгучим и желтухою, и градом все дела рук ваших, но не было среди вас такого, который бы обратился ко Мне, говорит Господь (Агг. 2:16–17). Эти слова мы можем относить и к Церкви, и к каждому из верующих. До основания в нас дома Божия и создания храма Богу, и прежде того, как мы услышим от Апостола: Вы есте храм Божий и Дух Божий живет в вас (1Кор. 3:16), какое доброе дело мы ни казались [или: кажемся] имеющими, – разумные ли [из нас] называемые людьми, или простецы, называемые скотами, ибо говорится: Господи, Ты спасешь человеков и скотов (Пс. 35:7), – оно не имеет награды у Бога, и бывают между нами войны и несогласия и повсюду напасти без мира Христова, который Он оставил апостолам, отходя ко Отцу (Ин. 14:27), и исполняется на нас слово Господне: Враги человеку домашнии его (Мих. 7:6). Ибо всякий брат коварно ставит преткновение, и всякий друг выступает с кознями, и каждый человек издевается над братом своим, и не говорит истины: язык их научился говорить ложь (Иер. 9:4). Посему, если мы обратимся ко Христу и создадим храм Его, тотчас услышим голос взывающего Апостола: Каждый получит награду свою соответственно делу своему (1Кор. 3:8).

Толкование на пророка Захарию.