Толкования на Зах. 8:11

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 11-12 И ныне не по днем прежним аз сотворю останку людей сих, глаголет Господь Вседержитель, но покажу мир: виноград даст плод свой и земля даст жита своя, и небо даст росу свою и наследити сотворю останкам людей моих сих сия вся

Вместе с гневом на них прекращает и последствия сего и говорит, что вместе с временами грехов исчезнут и наказания. С прекращением греха и после перенесения Израилем наказания за него, сказал, что прекратятся бедствия (и весьма справедливо) и ничто скорбное уже не будет постигать их; ибо относительно их состоялось определение, непохожее на прежде бывшее, но исполненное милосердия, а именно: они будут наслаждаться миром, получат в изобилии все самое наилучшее для них, так что виноградник окажется многоплодным, возделывание земли будет вознаграждать труды земледельцев весьма богатыми жатвами, причем небо будет как бы благоприятствовать (урожаю) и напаять росою поля и что на них находится; ибо велениям Господа беспрекословно повинуется небо и земля и вообще тварь. Таков жребий Израиля, когда Бог посылает ему благоденствие и освобождает от всякой скорби.

Эти слова могут быть отнесены ко Спасителю всех нас Христу. До времени пришествия Его каждый из нас поступал по своему собственному усмотрению, проводя скотскую и самую неразумную жизнь и подчиняясь обольщениям демонов. Когда же Отец умилосердился над нами, как бы падшими и поверженными на землю и попираемыми ногами врагов, тогда он сотворил нам не «по днем прежним»; ибо Он уже не пренебрег нами, притесняемыми и живущими под владычеством жестокого тирана, увлекающего нас ко всему самому постыдному; напротив дал нам мир с неба, то есть Христа, Который одарил нас всяким плодородием духовным; мы наполнились житом и вином и истинная виноградная лоза, то есть, Христос (Ин.15:5) дал нам плод свой, веселящий сердце человека, по написанному. Он есть «зерно пшенично» (Ин.12:24) и священный сноп. Он сам сделался для нас жизнью и соделал нас весьма цветущими, напаяя нас небесною росою, очевидно, разумною и духовною, о которой упоминает и божественный Давид, говоря: «яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския» (Пс.132:3). Таков уготован нам Богом жребий, доля благая, после того как мы стали Израилем, то есть умом, видящим Бога: ибо в Сыне мы увидели Отца.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 11–12 А ныне остаткам народа сего Я буду делать не по подобию дней прежних, говорит Господь воинств: но семя будет [семенем] мира. Виноград даст плод свой, и земля даст растение свое, и небеса дадут росу свою, и Я сделаю, что остатки народа сего будут иметь все это

Прежде чем были положены основания дома Божия, и был создан храм, не было награды людям и платы за работу скота, и вследствие напастей и притеснений не было покоя ни входящим, ни выходящим, и все люди были в раздорах от враждебной ненависти. Ныне же, когда основания дома Божия положены и храм устроен. Я не буду уже поступать с возвратившимися из Вавилона, как прежде, но повсюду будет мир и радость; будущее изобилие вознаградит [их] за засуху и голод прежнего времени. Ибо виноград даст плод свой, и наполнятся все точила; земля покроется веселящей взоры жатвой, и все станет расти от изобильной дождевой влаги и ночной росы. Все это Я дам во владение остаткам народа Моего, ибо основания дома Божия положены, и храм отстроен. То же самое говорит и пророк об этом времени, – говоривший прежде: Я поразил вас ветром жгучим, и желтухою, и градом все дела рук ваших, – после основания храма: Устремите сердца свои от дня сего и на будущее от двадцать четвертого дня девятого месяца: от дня, в который положены основания храма, устремите сердца свои. Разве еще нет семени в ростке? И не дали ли еще цвета виноград и смоковница, и грановитое дерево, и масличное дерево? От этого дня Я благословлю [их] и снова подвигну небо и землю (Агг. 2:1819). Скажем и иначе, следуя начатому толкованию в отношении к Церкви. Прежде чем кто-либо примет веру Христову, и прежде чем будут положены в нем основания Духа Святого, никто не может услышать: «За дело твое есть награда». Будет ли он Иудей, еретик, или язычник, он не будет иметь награды за свое доброе дело. Мы видим девственниц у еретиков, строгость у философов и воздержание Иудеев от разного рода яств; и, однако, мы говорим [или: говорится], – соответственно словам Аггея, – что они едят и не насыщаются, пьют, но не напиваются вдоволь, покрываются одеждой, но не согреваются, а тот, кто скопляет заработанную, плату, бросает её в дырявый мешок (Агг. 1:6). А по принятии веры Христовой, и те и другие, – бывшие грешниками в Церкви и вследствие множества грехов преданные пленению мира сего и сожженные огнем Вавилонским, – услышали проповедь Господа: Дух Господа на Мне, посему Он помазал Меня: благовестить нищим послал Меня, проповедать пленным отпущение, слепым, что они будут видеть, и исцелить сокрушенных сердцем (Ис. 61:1). И исполнятся на них слова пророка Амоса: Возвращу плен народа Моего Израиля и застроят города опустошенные, и Я насажду их (Ам. 9:14); тогда, в те дни, возродится правда и множество мира (Пс. 70:7). Плод свой даст Тот Виноградник, Который говорит в Евангелии: Я есмь лоза, а вы – ветви. Всякую ветвь, пребывающую на Мне, Отец очищает, чтобы она принесла большие плоды (Ин. 15:1–2; сравн. Ин. 15:5–8). А когда будут очищены ветви его, т. е прутики и отростки, и сияющим взорам станут подавать надежду на будущие плоды, так как будет исполняться написанное: Цветущия лозы дали запах (Песн. 2:14); тогда Солнце правды окрасит висящие кисти, так что положенные в точило восьмого и восемьдесят третьего псалма, – надписываемых словами: о точилех, – будут попираемы стопою Господа, исходящего от Восора, чтобы излить вино, веселящее сердце человека. Плод свой даст также и земля, не сухая и каменистая, и покрытая густым терновником, но земля добрая, дающая плод стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный (Мф. 13:8), так что сеявшие в слезах в радости пожнут (Пс. 125:5). Но и небеса дадут росу свою, о чем написано в восемнадцатом псалме: Небеса поведают о славе Божией, и твердь возвещает о делах рук Его (Пс. 18:2). Об этих небесах говорится в песни Второзакония: Веселитесь, небеса, с Ним (Втор. 32:43), т. е. с Господом Спасителем, [небеса] предузнанные и предопределенные быть сообразными с образом Сына Его (Рим. 8:29), говорящего с Моисеем: Да ожидается речь Моя, как дождь, и да снизойдут слова Мои, как роса (Втор. 32:2). Действительно, восстанут бывшие мертвыми во грехах и пробудятся лежавшие в побелевших могилах, наполненных костями мертвых, и будут радоваться те, которые продолжают жить на земле; а какая причина радости, это показывает следующая речь: Ибо роса, исходящая от Тебя, есть исцеление их. И все это, т. е. мир, плоды винограда и изобилие земное, увеличившееся от росы небесной, будет принадлежать остаткам народа Моего, о которых говорит Исаия: Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом, и сделались бы подобными Гоморре (Ис. 1:9). В самом деле, ведь, остатки спаслись по избранию благодати: не по делам; иначе не было бы благодати.

Толкование на пророка Захарию.