Толкования на Зах. 8:13

Свт. Кирилл Александрийский

И будут, яко бесте в клятве во языцех доме Иудов и доме Исраилев, тако спасу вы, и будете в благословении: дерзайте и укрепляйтеся руками вашими

Израильтяне сделались пленниками и, подвергшись жестоковластию победителей, оказывались и проклятыми, потому что некоторые справедливо говорили: да не будут таким, как Израиль. Когда же милосердый Бог спас их и возвратил им прежние блага: то вместе с прекращением бедствий и они перестали считаться проклятыми; ибо они были благословенны и сделались счастливыми так же, как и прежде, потому что Бог возвеселил их высшими благами и даровал им возможность участия во всякой радости.

Это же самое поистине усматривается и по отношению к нам самим; ибо мы находились под проклятием и под игом полчищ демонов и злобою их увлекаемы были ко всякого рода злу. Когда же мы познали Бога Творца всяческих и познаны были Христом; тогда мы научились воспевать о себе самих: «благословени мы есми Господеви, сотворшему небо и землю» (Пс.113:23). Поелику же мы призваны к такой чести и славе; то мы должны подвизаться и мужественно побеждать страсти, отвращаться от греха, сообразоваться в жизни с Евангельскими законами и стараться совершать угодное Богу; ибо мы услышали взывающего к нам: «дерзайте и укрепляйтеся руками вашими». Мы получили от Христа возможность дерзать, потому что за нас Он победил мир и попрал врагов и собственный храм сделал недоступным смерти и заградил уста беззакония, чтобы и мы чрез Него прославились в этом; ибо Он победил, как я сказал, не ради Себя, но ради нас изнемогших; уготовляя нам блага, вытекающие из этой победы.

Толкование на пророка Захарию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13–15 И будет: как [некогда] вы были проклятием у народов, дом Иуды и дом Израиля, так [теперь] Я спасу, и вы будете благословением: не бойтесь, да укрепятся руки ваши. Ибо сие говорит Господь воинств: Как Я помыслил преогорчить вас, когда к гневу побудили Меня отцы ваши, говорит Господь, и Я не умилосердился: так, обратившись в эти дни, Я помыслил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды: не бойтесь

После построения храма Он обещает такое будущее, что подобно тому, как [прежде] дом Иуды и дом Израиля, т. е. два и десять колен, были между народами предметом проклятий, насмешливого свиста и поговорок, подобно сему, когда они будут спасены и возвращены в Иудею, они будут благословением для всех. Не бойтесь, говорит, воинственных врагов: твердо верьте в то, что обещаемое Господом через меня истинно. Да укрепятся руки ваши, исполняйте начатые работы. Причина укрепления [для них] есть божественное обетование: Сие говорит Господь всемогущий, для Которого нет ничего невозможного, Который может исполнить обещаемое. Подобно тому, как решил Я опечалить вас и предать плену, потому что отцы ваши вызвали Меня на гнев, и Я не умилосердился, – что LXX перевели словами: οὐ μετενόησα, т. е. не раскаялся; на Еврейском это пишется словами nlo naamathi (ולא נהמהי); Я не умилосердился для того, чтобы через пленение исправить вас и наставить через всякие испытания и наказания; подобно этому в настоящее время Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды. И необходимо заметить, что когда Он гневается, дом Иуды и дом Израиля, т. е. все преданные пленению двенадцать колен, являются проклятием у народов языческих; а после того, как Он решил ниспослать благословение, делает это не Иуде и Израилю, т. е. [не] двенадцати коленам, – именно: Иерусалиму и Самарии, Оолле и Ооливе, – а только остаткам Израиля в плену, – Он ниспосылает благословение [только] Иерусалиму и дому Иуды, а в конце прибавляет: Не бойтесь, или: Твердо верьте, имея в виду то, что мы уже изложили выше. – А относительно Церкви и относительно каждого верующего это место можно понимать в том смысле, что христиане во время преследований для всех окрестных народов были предметом проклятия и насмешливых поговорок [exemplum ­ пример, притча], ибо опечалили Господа своего; а после этого они сделаются благословением, когда наступит мир, и будет все это, так как Господь, прежде гневавшийся на Иерусалим, после умилосердился над ним, т. е. над видением мира, и над Иудой, что значит исповедующий веру в Господа. Также и отдельные верующие, изгоняемые из Церкви и предаваемые сатане на погибель плоти (1Кор. 5:5), чтобы научиться не богохульствовать (1Тим. 1:20), когда покаются, возвратятся в прежнее состояние, увидят мир Божий и приобретут славу за исповедание свое. Относительно слов: Я не умилосердился, или: Я не раскаялся еретики злословят, будто Бог или жесток, или изменчив, если Он то раскаивается, то не раскаивается. Ибо если Он раскаивается, то Он – изменчив, а если не раскаивается [т. е. не имеет сожаления], то Он жесток. А раскаялся Бог в том, что помазал Саула на царство (1Цар. 15:12). И в отношении к Ниневитянам, которым Он через пророка возвестил: Еще три дня, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3:4), и которые покаялись, Он, по словам пророка, изменил решение; но это не по недостатку ведения (mentis improvidae), а по изменчивости тех, которые делают то добро, то зло. Если они делают зло, то Он посылает угрозы, а если они оплакивают свои прежние грехи, то Он оказывает милосердие: Бог, будучи одним и тем же, не изменяется и не можеть изменяться; но когда люди заменяют злые дела добрыми, то и Он изменяет свое определение. Он и в книге Бытия говорит: Вопль Содомлян и Гоморры умножился, и грехи их стали чрезмерно велики. Посему сойду посмотреть: совершаются ли [деяния] соответственно воплю, доходящему ко Мне, или же нет, чтобы Мне знать (Быт. 18:2021). Слова Его имеют такое значение: Если они будут упорствовать в безумии своем, то наказание не отступит от грешников; если же они оставят свое неистовство, то будут весьма достойны познания Моего: Ибо Бог знает Своих (2Тим. 2:19), и к Галатам Апостол пишет: Но тогда незнающие Бога (Гал. 4:8). Но хотя Бог познал всех, и ничто из прошедшего, настоящего и будущего не скрыто от Него, [однако] Он говорит в Евангелии, что не знает нечестивых: Отступите от Меня, делающие неправду, Я не знаю вас (Лк. 13:27). Итак, о познании Божием, раскаянии, гневе, негодовании и всех внутренних движениях мы должны разсуждать не с точки зрения ограниченности, свойственной человеческой речи, а в смысле, соответствующем Божественному величию.

Толкование на пророка Захарию.