Толкования на Зах. 8:23

Свт. Кирилл Александрийский

Сице глаголет Господь Вседержитель: во дни оны имется десять мужей от всех племен языческих, и имутся за ризу мужа Иудеанина, глаголюще: пойдем с тобою, зане слышахом, яко Бог с вами есть

Опять поясняем, каким образом совершится целыми городами и народами пришествие ищущих лице Господа. Будет, говорит, «во дни оны, то есть в то время, что десять мужей имутся за одного Иудеанина, глаголюще: пойдем с тобою». Под десятью ты можешь разуметь совершенное число приходящих; ибо десятичное число есть символ. А что присоединяющиеся к Святым Апостолам язычники начинали ходить одним и тем же с ними путем, будучи оправдываемы верою во Христа, это наглядно представляет, пользуясь прекрасно составленным сравнением. Маленькие дети, когда решаются идти за своими родителями, то идут ухватившись за края их одежды и как бы находя защиту и опору в их одеждах, безошибочно и безопасно совершают путь. Точно таким же образом, думаю, и служившие твари вместо Творца всяческих, признав истинными отцами своими наставников евангельским догматам и присоединяясь к ним чрез единомыслие, следуют за ними, будучи еще младенцами по мыслям, и идут одною и тою же с ними дорогою, являясь совершенными подражателями их образа жизни и постоянными стремлениями к лучшему возрастая «в мужа совершенна и в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). По какой же причине они следуют за ними? Потому что они уверены, что с ними Бог, то есть Еммануил, что значит: с нами Бог. А что тогда будут призываемы не одни потомки Израиля, но и все народы, живущие во всей вселенной, на это указал, сказав, что ухватившиеся за край одежды будут из всех народов. Когда же призваны были язычники к познанию истины и когда они решились взыскать лице Господа и умолити Его и как бы идти одним и тем же с святыми апостолами путем, как не в то время, когда Единородный стал подобным нам? Он есть «чаяние языков» (Быт.49:10). Ему воспевает божественный Давид: «вси языцы, елика сотворил еси, приидут и поклонятся пред тобою, Господи» (Пс.85:9): ибо чрез Него получило спасение и самое множество язычников.

Толкование на пророка Захарию.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог

Какой смысл этих слов пророка? – Тот, что все люди стремятся к истинному Богу. Под пеплом неверия и равнодушия у всех людей живет вера в Бога, которая в дни тяжких испытаний и душевных смущений выявляет себя стремлением к людям, у которых есть Бог. Без Бога человек жить не может; Он начало и конец всего; вычеркнуть Бога из жизни никак нельзя. Правда, люди могут кричать и кричать, что Бога нет, но крик этот несомненно в глубине своей есть фальшивый, пугливый…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Прп. Ефрем Сирин

В оны дни имется девять мужей за ризу мужа Иудеанина. В оные дни, то есть когда во все концы разнесется весть, что племя Гогово поражено в Иерусалиме, тогда, в сии дни радости, десять мужей из язычников, обратившихся к вере, возьмутся за ризу Иудеянина, как во время разорения царства иудейского, когда мужи погибали от меча, голода и язвы, а жены отводимы были в плен, семь жен брались за ризу одного Иудеянина (Ис. 9:1).

Блж. Иероним Стридонский

Сие говорит Господь воинств: В те дни, возьмутся десять человек иноплеменных из всяких языков и возьмутся за край одежды мужа Иудея, говоря: Мы пойдем с вами, ибо мы слышали, что с вами Господь

Некоторые из Иудеев говорят, что это исполнилось при Зоровавеле и после Зоровавеля. Другие относят это к будущему, когда, по их ожиданиям, имеет придти Христос. А мы с большей правильностью и несомненностью относим это ко времени пришествия Господа Спасителя, когда Он родился от Девы Марии. При том же ведь написано: Доколе будут приходить народы (Зах. 8:20). Когда говорится доколе, то это показывает не настоящее время, – время Зоровавеля и Иисуса, – а будущее, когда придут народы многие и племена могущественные, чтобы искать Господа воинств в Иерусалиме и молиться пред лицем Господа. Итак в то время и в те дни десять человек из разно язычных племен возьмутся за полу одного Иудея со словами: Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Господь. И у Исаии мы читаем: Возьмутся семь женщин за одного мужа, говоря: Мы будем есть свой хлеб и одеваться собственною одеждою, только пусть дано будет нам твое имя; отними позор от нас (Ис. 4:1). Итак называемые в том месте семь женщин суть те семь церквей, число которых имеется и у Апостола Павла, ибо он пишет к семи церквам: к Римлянам, к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Фессалоникийцам. И по Апокалипсису Иоанна Господь входит препоясанным пестрой одеждой, [или истиной] и чистейшим золотом среди семи светильников, т. е. церквей Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардикийской, Филадельфийской, Лаодикийской. У пророка Захарии называются теперь десять, которых [некогда] искал и Господь, чтобы, если бы нашел [их] в Содоме, Гоморре, Адаме и Севоиме, спасти от погибели. Действительно, буква J, которою начинается имя Спасителя, не только у Греков, но и у Евреев обозначает число десять. Этот таинственный язык показывает, что все носящие имя христиан, прообразом которых являются оставшиеся семь тысяч мужей, во время преследования Иезавели и бегства Илии не преклонившие колена пред Ваалом (3Цар. 19:18), и которые достигли меры возраста мужа совершенного из всех языков и племен, схватятся за полу мужа Иудея, т. е. Господа Спасителя, о Котором говорится и в Псалмах: Иуда царь мой (Пс. 59:9) и: Иуда, тебя восхвалят братья твои, и потом: Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, пока не придет Тот. Которому назначено, и Он будет ожиданием народов (Быт. 49:8, 10). Ибо будет корень Иессея и имеющий восстать, чтобы господствовать над народами, на Него будут надеяться народы (Ис. 11:10). И когда схватят Его, то пожелают пойти по стопам Его, ибо Бог с Ним. Впрочем, несомненно и то, что всякий верующий от всех языков и народов схватится за мужа Иудея, т. е. за Апостолов, которые происходят из Иудеи, и скажут: Пойдем с вами, ибо мы слышали через пророков и познали из слов всех Писаний, что Сын Божий, Христос Бог и Господь с вами. – Где пророчество весьма ясно, и провозглашается о Христе и Его апостолах и о вере всех народов, мы не будем производить более обширных исследований. А что число семь тысяч относится к Христианам, это видно и из того, что по-гречески ἑπτάκεις χιλίους, и χριστειανούς по числу одинаковы: сумма, обозначаемая буквами того и другого слова, равняется тысяче девятистам сорока одному. К таинственному значению этого числа относят и притчу о десяти девах в Евангелии (Мф. 25:1–13), – под которыми мы разумеем дух и плоть, – если они для лампад своих приготовят елей добрых дел и удвоят пятеричное число, [обратив его] в десятеричное, так что (по слову Апостола) сделаются святыми по духу и телу. С другой стороны и тот, кто наилучшим образом будет управлять чувствами тела, в будущем получит также десять городов, [т. е.] в двойном количестве (Лк. 19:17, 26).

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог

См. Толкование на Зах. 8:20