Толкования на Зах. 9:7

Свт. Кирилл Александрийский

И изму кровь их из уст их, и мерзости их из средины зубов их, и оставятся и сии Богу нашему и будут яко тысящник во Иуде и Аккарон якоже Иевусей

И сии пожирали Израиля и как бы некие дикие звери имели рот обагренный кровью. Поелику же они были идолопоклонниками и привязаны были к служению суетным, то всегда имели как бы на языке или на зубах имена собственных мерзостей и называли богами горе и низу находящиеся рукотворные вещи и камням бездушным, по пророку, говорили: «Бог мой еси ты» и: «ты мя родил еси» (Иер.2:27). Но поступавшие жестоко против Израиля подверглись подобающему им и достодолжному наказанию. Впрочем, они не совсем погибли, потому что Бог предвидел будущее изъятие крови из уст их, то есть хотя они подобно диким зверям как бы проглатывали Израиля; но наступит время, когда они будут чистыми и потом свободными от своей вины, ибо и они оправдаются верою и омоются от скверны, происходящей от прежней дурной жизни. И «изыму» имена мерзостей их из средины зубов их; ибо они уже не будут вспоминать о своих лжеименных богах и не будут произносить их имен; «оставятся же и сии Богу нашему», как без сомнения и сам Израиль; ибо спасен был и его останок, хотя он нечестиво поступил против самого Еммануила. Поелику же к уверовавшим потомкам Израиля духовно присоединилось призванное множество язычников, потому что Христос приводит в единство: «той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый», создавый два народа «во единаго новаго человека, творя мир и примиривый обоих» в едином Духе Отцу (Еф.2:14–16); то и говорит, что «будут яко тысящник во Иуде», то есть достигнут такого благородства, говорю, в вере и жизни, что из них произойдут и начальники Иуды. Будет же и «Аккарон, то есть иноплеменник, происшедший из земли Филистимской, якоже Иевусей», то есть как тот самый народ, который живет во Иерусалиме; ибо Иерусалим в начале называется Иевус, Итак, под Иевусеем здесь разумеется Иерусалимлянин. Многие тысяченачальники, то есть вожди и начальники народов произошли и из язычников и находятся во всей вселенной. Выражение: «во Иуде» ты можешь относить к привыкшим хвалить, то есть к нам, призванным в вере, которые привыкли увенчевать непрестанными похвалами призвавшего нас Христа.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанется Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей

См. Толкование на Зах. 9:6

Блж. Иероним Стридонский

Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанется Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей

См. Толкование на Зах. 9:5

Лопухин А.П.

Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанется Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей

Обращение язычников к истинному Богу и безопасность народа Божия

Но над филистимлянами будет одержана победа, еще более блистательная. Они будут уничтожены совсем, как народ языческий: кровавые жертвы идолам прекратятся, гнусные жертвенные яства (Ис LXV:4) будут вырваны из уст идолопоклонников, и остаток филистимлян сделается собственностью истинного Бога и частью Иудеи - земли народа Божия; с Екроном будет то же, что и с Иевусеем; Екрон, т. е. филистимляне вообще войдут в состав народа Божия, как это было некогда с иевусеями, древними обитателями Иерусалима, по завоеванию этого города Давидом. Пророчество о судьбе филистимлян толковники считают исполнившимся при Маккавеях, которыми была завоевана их страна; во времена Иисуса Христа она составляла часть Иудеи; а несколько позднее некоторая часть филистимлян приняла христианскую веру, и епископы упоминаемых в этом отделе Филистимских городов Газы, Аскалона и Азота (Azqoga) принимали участие в соборах IV, V и VI веков (Keil 597:-598, Руж. ). Пророк угрожает филистимлянам тем, что они, оставив идолопоклонство, будут служить истинному Богу. С точки зрения самого пророка и тех, кто обратился от заблуждения к истине, в этих прещениях нет, конечно, ничего нежелательного и устрашающего; но с точки зрения коснеющего в заблуждении язычника, которому грозят лишением самого для него дорогого, это было несомненно великим бедствием. Перемена веры отцов, даже и независимо от внешнего принуждения, естественно, вызывает тяжелую внутреннюю борьбу.